Использование языка – не самая сложная секция в экзамене ЗНО по английскому, но с ней возникает больше всего проблем, так как каждое из двух заданий имеет варианты ответа, а следовательно, студенты включают “рандомный выбор” чаще, чем следовало бы. А здесь надо проанализировать каждое слово на предмет:
- совпадения грамматической формы: подходит ли вариант по времени (например, Present Perfect или Past Simple), по форме (некоторые слова после себя берут герундий, а некоторые инфинитив);
- совпадения лексической формы (прилагательное (adjective) нужно или наречие (adverb));
- совпадения по смыслу (прочитать текст бегло и понять, какой из четырех вариантов ответа подходит по оттенку значения).
Понятно, что для того, чтобы такой анализ сделать, нужно знать правила и формы, слова и оттенки их значений. Какие же именно разделы грамматики нужны?
Во-первых, времена. Это кажется, что их 16 для активного залога (Active Voice) и 10 для страдательного (Passive Voice). По факту, есть четыре группы (Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous) для Active Voice и три группы (Simple, Continuous (Present & Past), Perfect) для Passive Voice. Согласитесь, что 7 и 26 – это существенная разница. Так что не так уж все и страшно.
Во-вторых, слова, которые после себя берут герундий или инфинитив. Да, тут уже нужно их учить. Но ведь можно это делать весело! Например, собрать себе табличку – и на каждое слово придумать шутку про друзей или знакомых. А хотя бы даже и с друзьями сесть и сочинять вместе.
В-третьих, фразовые глаголы. Это, конечно, подло со стороны англоговорящего мира – так усложнить жизнь всем остальным. Но и тут есть выход. Вспоминаем детский сад и рисуем снежинки.
В конце-концов, есть программы типа Flashcards, где можно создавать целые архивы разных фразовых глаголов и потом пересматривать в транспорте по дороге в школу или домой.
В четвертых, устойчивые выражения. Некоторые слова хорошо (и правильно) звучат вместе, некоторые не звучат. Полагаться на личное “звучит-не звучит” не стоит. Лучше все-таки подобные выражения проверять и запоминать.
И последнее в группе must-learn – это условные предложения (Conditionals). Их всего три основные группы, которые нужно знать и помнить: реальное будущее, выдуманные ситуации, нереальное прошлое (сожаления и критика). Самое простое: сделать себе три проверочных примера и запомнить еще 5–6 слов (as soon as, unless, when, as long as, provided that, etc.), которые используются вместо if.
Это, в целом, база, которая поможет успешно выполнить грамматическую часть “Использования языка”. Если позволяет время и есть желание, то вот еще:
- Possessive Case (sister‘s — sisters’)
- Personal Pronouns VS Possessive Adjectives (mine-my)
- Determiners (other/another, this/that/these/those, each/every, either/neither, etc.)
- Nouns (plurals, countable/uncountable)
- Adjectives (-ing/-ed; comparisons)
- Modals (must, have to, should, can, may, etc.)
Теперь давайте более детально рассмотрим сами задания.
Их всего два, в каждом по 10 вопросов.Задание №8 (вопросы 39–58) – это, как правило, текст из 200–300 слов и десять вопросов к нему, а задание №9 (вопросы 49–58) – это два небольших текста (до 150 слов каждый) и к ним по пять вопросов.
Оба задания предлагают дополнить абзацы/предложения в тексте словосочетаниями или словами из поданных вариантов. Задание №8 проверяет знание синонимов, фразовых глаголов, части словосочетания, идиом. Варианты ответов представляют языковые единицы, которые принадлежат к одной части речи и имеют одинаковую грамматическую форму, но отличаются по значению. Задание №9 проверяет знание английской грамматики. Варианты ответов представляют разные грамматические формы одной лексической единицы.
Задание оценивается в 1 балл, если дан правильный ответ, и в 0 баллов, если ответ неправильный, выбрано больше одного варианта или ответ не дан вообще.
Стратегия работы с такими заданиями не очень сложная, но требует внимания и анализа:
- Читаем текст для общего понимания. Не акцентируемся на пробелах. Читаем быстро. Цель – уловить общий смысл написанного.
- Выбираем вариант из четырех предложенных, опираясь на смысл слов и текста (слова-варианты часто бывают синонимами, но по смыслу подойдет только одно), а также грамматику (чтобы совпадали формы глаголов или артикль + существительное, или чтобы образовывалось устойчивое словосочетание/фразовый глагол).
- Не задерживаемся на вопросах подолгу. Пару минут подумали – и пошли дальше. Если зависли на каком-то вопросе, отметили его птичкой-звездочкой – и перешли к следующему вопросу.
- Перечитываем текст с уже вставленными ответами, проверяем себя, доделываем вопросы со звездочками.
Начнем с примеров
на лексику (слова, словосочетания, идиомы):
First came the Great Wall of China, said to be the only monument ______________ from space.
A looked B visible C shown D publicised
Вариант D сразу убираем, так как ничего объявлять (рекламировать) из космоса мы не можем. Остаются три. Shown – показанный, нам не подходит, так как Великую Стену нам не показывают из космоса 🙂
Следовательно, А или В. Looked не совсем подходит по смыслу (так как требует исполнителя: кто именно смотрит) и грамматически (looked at). Следовательно, В (visible – заметный невооруженным взглядом) – правильный ответ.
А вот вариант с предлогами и устойчивыми выражениями:
That was announced by Hollywood start Bipasha Basu who, along _____________ Oscar-winning actors Ben Kingsley and Hilary Swank presented the ceremony.
A for B to C at D with
Правильным будет только вариант D, так как выражение звучит: along with – вместе с. Не зная данное словосочетание, догадаться можно по смыслу, так как на нашем языке предлог такой же, как и в английском, но вот не зная слово along, уже никак не угадаешь.
А теперь варианты на грамматику:
A traditional red phone box ____________________ into one of the smallest lending libraries — stocking 100 books.
A recycle B recycled C was recycled D has been recycled
Начнем анализ. Нужно понять предложение, а именно тот факт, что телефонная кабинка была переделана кем-то, следовательно нам нужен Passive Voice, и мы смело убираем варианты А и В. Остается С (was recycled – Past Simple) и D (has been recycled – Present Perfect). Для варианта С нужно четкое указание времени в прошлом. Раз его нет, то остается только D, так как Present Perfect указывает на результат какого-то действия в прошлом (переделали когда-то, результат – библиотека – виден сейчас).
Вот еще пример с разными формами одного и того же слова, когда нужно выбрать подходящую часть речи:
But even with their powerful night vision, cats cannot see in _________________ darkness.
A completed B completion C completely D complete
Давайте рассмотрим значение каждого варианта:
А – completed – завершенный (прилагательное);
B – completion – завершение (существительное);
C – completely – полностью (наречие);
D – complete – полный, цельный, абсолютный (прилагательное).
По смыслу нам нужно поставить прилагательное, т.е. варианты В и С сразу исключаем, остаются А и D. Тут уже включаем логику: темнота может быть только полной (абсолютной), но никак не завершенной. Следовательно, правильный ответ – D.
Нужно сдать ЗНО как можно лучше?
Итак, что же делать с грамматикой и ЗНО? Первое – подтягиваем и разбираем те темы, что указаны выше, и второе – внимательно читаем и обязательно анализируем вопросы прежде, чем выбрать вариант ответа.
В конце хотелось бы добавить, что, к сожалению, абитуриенты часто допускают ошибки из-за невнимательности. Например, пропустили предложение, а потом забыли вернуться. Или неправильно рассчитали время, и в результате не успели выполнить все задания или выполнили их некачественно. В таком случае помогут тренировки до экзамена, обязательно засекая время.
Как готовиться к другим разделам ЗНО по английскому:
Комментарии
[…] ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как не завалить грамматику на ЗНО-2019 по английскому […]
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)