Все преподаватели нашего центра сертифицированы по международному стандарту Кембриджского университета, — у всех есть сертификаты и дипломы CELTA, CELT-P / S, CELTYL, Delta, TYLEC, IHCYLT. У людей, не связанных с преподаванием английского языка, возникает вопрос — а в чем ценность этих сертификатов? Что сертифицированные преподаватели умеют делать такого, чего нельзя получить в другом месте?
На самом деле за этими сертификатами стоит тщательно разработана и отшлифованная система подготовки, которую преподаватель проходит под руководством высококвалифицированных тренеров и под жестким контролем асессоров Кембриджского университета, которые подробно проверяют каждый курс для преподавателей, во время которой преподаватели изучают актуальные методы преподавания английского языка, сейчас в тренде в мире, и как их внедрять для эффективного обучения на уроке.
В этой статье я опишу основные методики, и как они работают.
На самом деле сейчас редко можно попасть на урок, построенный по принципам только одной методики. В современном преподавании действует принцип Principal Eclecticism, который гармонично сочетает элементы различных методик на различных этапах презентации и отработка нового материала.
Современное преподавание английского сочетает следующие методики:
Аудио-лингвальный метод
- Как это работает?
Этот метод был разработан с целью быстрого запоминания слов и фраз, а также выработка навыков благодаря многократному повторению.
- На каком этапе урока используется?
После презентации нового материала, во время «дрилинга» (drilling) преподаватель моделирует фразы, которые студенты повторяют, чтобы иметь возможность их лучше запомнить и воспроизводить в общении.
- Почему это работает?
Студенты тренируются правильно произносить лексические и грамматические конструкции, производя правильное произношение и интонацию. Процесс повторения активизирует мышечную память артикуляционного аппарата, помогает формировать нейронные связи для переноса изученного с кратковременной памяти в долговременную. Благодаря этому студенты могут успешно отрабатывать новый материал во время коммуникативных задач на занятиях, и принимать изучено в дальнейшем за пределами класса.
Коммуникативный метод.
Этот метод был разработан для того, чтобы студенты могли легко и естественно употреблять изученный материал в живом общении.
- Как это работает?
Преподаватель создает коммуникативную ситуацию на занятии, которая стимулирует общение студентов. Ситуация моделируется так, чтобы студенты в общении употребляли именно то грамматический и (или) лексический материал, который изучался на занятии.
Например, если студенты изучают narrative tenses (прошлые времена), преподаватель может попросить студентов вспомнить и описать какой-то случай из прошлого и рассказать, что именно произошло и при каких обстоятельствах, чтобы студенты употребляли именно былые времена.
Если изучаются фразы для выражения согласия и несогласия, преподаватель может попросить у паре или группе обсудить варианты решения какого-либо вопроса (например, вместе согласовать меню для празднования дня рождения) таким образом, чтобы группа пришла к соглашению. Для этого им необходимо будет обсуждать варианты, соглашаться и выражать несогласие с помощью фраз с урока.
- На каком этапе урока используется?
На этапе freer practice — после выполнения тренировочных упражнений, во время отработки изученного в парах и группах, во время выполнения коммуникативных разговорных упражнений.
- Почему это работает?
Изученный материал отрабатывается и употребляется, как в реальной жизни.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 3 надежных способы расширить свой словарный запас
TBL (task-based learning) — обучение через выполнение групповых разговорных задач
- Как это работает?
Преподаватель начинает урок не с презентации нового материала, а из формулировки задачи, которое студенты должны выполнить в паре или в группе. Задача формулируется таким образом, чтобы проверить, какие грамматические и лексические конструкции студенты будут принимать во время выполнения. Преподаватель внимательно наблюдает и слушает студентов, чтобы определить, какие структуры студенты активно принимают, какие — избегают, или делают в них ошибки. На основе наблюдений преподаватель таким образом представляет материал урока, чтобы студенты изучили что-то новое или углубили уже имеющиеся знания. Затем преподаватель снова дает студентам задание, вроде первого, чтобы студенты могли отработать в общении то новое, что они изучили на уроке.
- На каком этапе урока используется?
Это один из видов планирования. Если преподаватель планирует TBL урок, он готовит два коммуникативных задачи и продумывает гибкие варианты презентации нового материала (в зависимости от потребностей студентов).
- Почему это работает?
Студенты должны максимально много разговорной коммуникативной практики. Преподаватель имеет возможность обучать и актуализировать только необходимое, не тратя время на то, что студенты и так хорошо знают и умеют.
Также этот метод дает студентам ощущение реальных достижений и прогресса в изучении языка.
Direct method (прямой метод)
- Как это работает?
Преподаватель учит языки без перевода. Преподаватель использует контекст, изображения, реальные предметы, жесты, чтобы помочь студентам понять значение новой лексики и грамматики.
- На каком этапе урока используется?
На этапе презентации нового материала. Во время объяснения новых слов или структур.
- Почему это работает?
У студентов формируется концепт без опоры на родной язык. Формируется ассоциация с ситуацией, конкретным объектом, ощущением, событием. Таким образом минимизируется влияние родного языка (Russian and Ukrainian English), когда студенты переводят дословно фразы родного языка на английский.
Так что студенты не опираются на концепты родного языка, они глубже и более правильно понимают абстрактные понятия, которые далеко не всегда тождественны перевода. Например, слово shocking нельзя перевести на 100%. «Шокирующий» Украинская всегда означает нечто негативное, неожиданное и неприятное. Английском shocking — абсолютно нейтральное слово. Shocking news самом деле могут быть и приятными, но неожиданными новостями. Прямой метод позволяет студентам понимать и запоминать такие тонкости значений. Кроме того, есть целый пул понятий и структур, которые вообще не имеют эквивалента в нашем родном языке, например, структуры present perfect, causative. Правильно и глубоко их понять поможет анализ контекста и использования прямого метода.
Lexical approach (лексический подход)
- Как это работает?
Изучение новых слов и структур не изолированно, а в вкладе содержательных лексических и грамматических блоков, несущих определенное значение. Например, недостаточно выучить слово make и все его значение в словаре. Это мало поможет. Если же изучать фразы из make от простейших (make a mistake, make a difference, make a sandwich) до более продвинутых (make sense, make a difference, make use of, make up your mind, make believe, it makes me feel good, to make a long story short), таким образом идет постепенное обогащение словаря и позволяет студентам успешно понимать и принимать аутентичную речь.
- На каком этапе урока используется?
На этапе презентации нового материала.
Почему это работает?
Лексический подход больше ориентирован на лексику, чем грамматику. Внимание студентов больше акцентируется на ситуациях и фразах, которые уместно в них принимать, чем на правилах и структурах.
CLIL (content and language integrated learning) — Интегрированное изучение языка и других предметов
Как это работает?
Студенты изучают язык при изучении другого предмета (практически любого — естественных наук, гуманитарных, общественных, эстетического направления).
- На каком этапе урока используется?
Это может быть отдельное занятие или его часть. Например, на специализированных курсах для взрослых (Business English, English for negotiations, English for medicine) кроме изучения нового лексического и грамматического материала, студенты обсуждают и изучают кейсы и терминологию, связанную с этой дисциплиной. Подростки и дети в рамках курсов периодически делают различные проекты и исследования по различным дисциплинам. Это действует возможность не только эффективно изучать язык, но и вносит элементы новизны.
- Почему это работает?
Такие занятия интересные, расширяют кругозор, развивают любознательность и критическое мышление. Уроки CLIL поощряют студентов узнавать больше о мире вокруг, реализовываться в профессии.
Также напомним, что недавно мы писали о том, хорошо ли, когда преподаватель почти не говорит на занятиях английского?
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)