Знали ли вы, что мозг и его деятельность потребляют около 20% энергии организма человека? По словам экспертов, если вы занимаетесь активной мозговой деятельностью, это сжигает около 500 ккал в день!
Из этого можно сделать вывод, что процесс обучения является достаточно энергозатратным даже для взрослого человека, тем более для школьников. Детский организм не всегда готов к испытаниям долгой концентрацией и повышенным вниманием, именно поэтому важно поддерживать малышей во время учебного года.
Как это правильно сделать — рассказал корпоративный психолог Первого Кембриджского центра Дмитрий Амбарцумян.
О мотивации
Перед тем как говорить о заинтересованности ребенка, важно понять, что такое мотивация и как ею пользоваться в контексте обучения.
Мотивация — это определенное эмоциональное состояние или побуждение к действию, влияющее на организованность, устойчивость, активность человека и его готовность к работе.
По словам психолога, у детей источником мотивации является индивидуальность. То есть, характер, особенности и интересы ребенка.
Кого-то больше интересуют машинки, кого-то — музыка или динозавры. И это можно использовать, как помощь в учебном процессе.
Как поддержать ребенка: практические советы
По словам психолога, вопрос мотивации ребенка является достаточно трудным. Это связано с тем, что детская психология имеет четкие разделения по возрасту.
Советы для родителей первоклашек и подростков — совершенно разные. Однако мы попытались собрать для вас общие предложения, которые могут стать источником желания учиться для ребенка любого возраста.
Интересы ребенка
Как мы уже отметили, источником мотивации у детей является индивидуальность. Именно она может помочь ребенку учиться, удовлетворяя базовую потребность в спонтанности и игре.
Попробуйте интегрировать в процесс обучения интересы ребенка, вариантов множество: объяснение математических примеров на динозаврах, чтение книг о космосе, создание аппликации в виде героя любимого мультфильма. Это сделает процесс усвоения нового материала проще и приятнее для малышей.
Также вы можете мотивировать ребенка учить материал для развития в любимом деле. Психолог привел отличный пример: если малышу нравятся компьютерные игры, расскажите о том, какие возможности может открыть изучение иностранного языка в школе.
Что мы можем сделать: интересуйтесь интересами и увлечениями ребенка, попробуйте интегрировать их в процесс обучения.
Что мы можем сказать: «Мне интересны твои увлечения», «Давай попробуем сделать обучение более интересным», «Обучение не только полезно, но и интересно».
Ошибки
Представим: перед одним человеком поставили гончарный круг и попросили сделать один идеальный горшок, а второму позволили делать неограниченное количество изделий и выбрать самый красивый. Как думаете, финальный горшок кого из мастеров окажется лучшим?
По словам психолога, создание положительного пространства без осуждения за ошибки является одним из главных пунктов для мотивации ребенка. Стоит убедить себя и ребенка в том, что ошибки — обязательный и важный момент в процессе обучения.
Если за ошибкой следует вторая, третья, шестая, десятая попытка — то самостоятельное определение ребенком проблемы и ее решение безусловно. Зато если за ошибкой сразу следует оценка — это не приносит положительного результата и вызывает страх у ребенка перед получением новой информации.
Что мы можем сделать: расскажите ребенку о важности ошибок и их решения, не ссорьтесь из-за неудач — помогайте ребенку извлечь из них урок.
Что мы можем сказать: «Ошибка — это нормально», «Я тоже допускаю ошибки», «Мы решим это вместе».
Поддержка
Перед рассказом об этом общем совете, психолог вспомнил интересное исследование. Оно заключалось в том, что в течение обучения одну группу детей поддерживали и фокусировались на их успехах, а другую хвалили только за неудачи.
Нетрудно догадаться, какой результат получили исследователи. Через некоторое время дети из первой группы начали делать успехи в предметах, которые плохо ими усваивались. В свою очередь, дети из второй группы стали допускать ошибки даже в тех дисциплинах, в которых были успешны.
Будет ли хорошо выглядеть и цвести растение, которое вы не поливаете? Конечно, нет. Так и работает мотивация! Подарите ребенку позитив и он не только пойдет с ним по жизни, но и вернет вам его в будущем.
Что мы можем сделать: словесно хвалите ребенка за его успехи, искренне радуйтесь им; указывайте на неудачи не как на «конец света», а как на опыт и возможность стать лучше.
Что мы можем сказать: «Ты молодец!», «Горжусь тобой!», «Я не сомневался/-лась в тебе!», «Давай попробуем еще раз».
Заинтересованность
Увидев ребенка после уроков или в конце рабочего дня, не забудьте поинтересоваться, как прошел день. Это простой шаг, который поможет не только сохранять близкие и доверительные отношения в семье. Это также даст ребенку понимание того, что он всегда будет услышан и ему есть на кого положиться.
Начните с простого «Как прошел день?» или «Как день в школе?», отслеживайте настроение ребенка во время ответа и выбирайте дальнейшие действия в зависимости от него. Если ответ вялый или ломаный, спросите, все ли хорошо в школе. Для установления контакта с ребенком во время разговора используйте более глубинные и открытые вопросы.
Что мы можем сделать: искренне интересуйтесь не только школьным, но и жизнью ребенка в целом.
Что мы можем сказать: «Как прошел день?», «У тебя все хорошо?», «Какую тему по биологии проходили сегодня?», «Расскажи мне о количественных числительных», «Что тебя сегодня поразило больше всего?».
Дисциплина
Несмотря на примитивность этого совета, по словам психолога, он действительно работает. В силу возраста, дети не могут планировать день и составлять график — им должны помочь с этим родители.
У многих из нас есть убеждение, что привычка формируется в течение 21 дня, однако это — миф. Дисциплина действительно помогает в этом процессе. Если вы каждый день будете делать уроки в одно и то же время, ребенок привыкнет к графику и, по словам психолога, сопротивление к обучению станет меньше.
Что вы можете сделать: рассказать ребенку о важности дисциплины и помогать планировать свое время.
Что вы можете сказать: «Давай договоримся, во сколько будем выполнять задания», «Предлагаю тебе спланировать завтрашний день».
Пример
Как известно, дети подражают родителям. Об этом принципе не следует забывать и в контексте обучения!
Хотите воспитать в ребенке интерес к чтению? По словам психолога, лучшей аргументацией мысли является собственный пример. Предложите ребенку почитать вместе, возможно даже разные книги. Увидев, что отец или мать уделяют этому время, ребенок тоже захочет попробовать. Ведь каждый в детстве хочет быть похожим на взрослого, не так ли?
Что вы можете сделать: показывать ребенку пример.
Что вы можете сказать: «Мне это очень нравится, возможно понравится и тебе?», «Не хочешь тоже попробовать?», «Можем сделать это вместе».
Обнаружение проблемы
Каждый родитель хоть раз слышал от своего ребенка фразу «Я не хочу ходить в школу». Казалось бы, этот момент является обязательным этапом взросления, но нет. Если вы будете придерживаться вышеперечисленных советов, то этого можно избежать. Но что делать, если это уже произошло?
В этот момент важно проявить внимание к ребенку и отыскать источник проблемы. Поинтересуйтесь, почему ребенок не хочет посещать школу. Возможно, он поссорился с друзьями, или имеет проблемы с учителем, или не успевает за интенсивной программой. Какой бы ни была проблема, расскажите ребенку как ее можно решить или сделайте это совместно. Дайте понять, что вы рядом.
Что вы можете сделать: найти источник проблемы и решить ее.
Что вы можете сказать: «Расскажи мне, что произошло», «Мы вместе решим эту проблему», «Какой выход из этой проблемы ты видишь», «Ты не один», «Я рядом».
Контекст войны
Несмотря на то, что украинская система образования возвращается к офлайн-урокам, полномасштабная война до сих пор влияет на процесс обучения и психику детей. Тревоги и отключения электроэнергии могут быть источником отсутствия желания учиться и ходить в школу.
На самом деле, каждый из семи вышеперечисленных советов может помочь в такой ситуации. Самое главное — это определить источник проблемы и попытаться решить ее. Попробовать это сделать вы можете совместно с учителями, родителями других детей, школьным психологом.
Проблем и их решений может быть множество. Если ребенку неинтересно учиться перед экраном компьютера одному — пообщайтесь с другими родителями и устраивайте дни совместного обучения. Если ребенок боится сигнала тревоги — договоритесь о звонке и разговоре с вами во время него. Если ребенок боится громких звуков — сообщите об этом учителю, который сможет контролировать частоту таких ситуаций.
Что вы можете сделать: найти источник проблемы и попытаться решить ее. Не бойтесь просить о помощи других родителей или советоваться с ними.
Что вы можете сказать: «Что тебя волнует?», «Давай подумаем, как это можно решить».
Вопрос помощи ребенку во время учебного года является трудным не только потому, что проблемы и советы для их решения могут отличаться от возраста личности, но и потому что каждый ребенок является особенным. Как поддерживать своего малыша — лучше всего знаете только вы.
Однако мы надеемся, что советы корпоративного психолога Первого Кембриджского центра Дмитрия Амбарцумяна помогут найти лучший и самый действенный подход именно для вашей семьи.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)