English Preparation Centre

Лицензия UAPC0121

Ярославов Вал, 13/2-б
  Золотые Ворота
info@cambridge.ua

(044) 580 33 00

(095) 580 33 00

(063) 580 33 00

(098) 580 33 00

17.01.2020

Photo of Юлия Даниленко
Юлия Даниленко
Eye icon Spinner

Когда детям лучше всего начинать учить английский язык

Юлия Даниленко: Когда детям лучше всего начинать учить английский язык

Мы живем во времена, когда многим родителям хочется как можно раньше начать учить своих детей. Часто еще до первого класса малыши умеют читать, писать и считать, а многие даже знают некоторые фразы на иностранном языке. В то же время, есть другая группа родителей, которые верят, что не нужно нагружать ребенка в таком раннем возрасте: впереди еще столько времени, чтобы освоить знания! Так кто из них действительно прав? Попробуем разобраться (спойлер: правда где-то посредине).

Все мы слышали о том, что дети лучше и быстрее усваивают информацию, чем взрослые. Это касается не только изучения иностранного языка, но и всех знаний в целом. Кроме того, исследования Гарвардского университета показали, что изучение второго языка, кроме всего прочего, позитивно влияет на способность мыслить критически и находить нестандартные решения в будущем. В первые четыре года жизни у малышей формируется способность к обучению и закладывается фундамент дальнейшего развития. Вся информация, к которой у ребенка есть доступ в этот период жизни, позже будет формировать его когнитивные (умственные) и социальные навыки.

Нужно понимать, что процесс обучения дошкольников выглядит не совсем так, как мы привыкли думать. Они не сидят за партами и не учат правила построения предложений. Вместо этого маленькие студенты поют песни и играют в разнообразные игры. То есть, они даже не осознают, что на самом деле учатся: для них весь процесс – сплошная забава.

когда идеальное время начинать учить английский

Тем не менее, они демонстрируют чудесные результаты. Если, например, говорить о произношении, то часто их акцент такой же, как и у носителей: в таком раннем возрасте они могут блестяще имитировать любые звуки, что им и помогает. В то же время, важно понимать, что дети лучше усваивают второй язык не только тогда, когда трижды в неделю ходят на занятия курсов английского, но и когда постоянно слышат его в ближайшем окружении.

Оппоненты раннего изучения второго языка тоже по-своему правы. Например, был проведен ряд независимых между собой исследований. В них участвовали дети с Великобритании, которые изучали французский, дети из Дании, которые изучали английский язык, а также дети из Швейцарии, которые тоже занимались английским. В каждом из исследований была группа детей, которые начали учить язык в несколько старшем (11 лет) и младшем (8–9) возрасте. Результаты тех, кто начал изучать иностранный язык позже, были лучшими – к такому выводу пришли во всех вышеупомянутых исследованиях. Это объясняют тем, что в возрасте 11 лет у детей уже сформированы навыки, необходимые для обучения: они понимают, что и как именно им нужно делать, чтобы максимально хорошо усвоить новую информацию.

Обе точки зрения совпадают с так называемой теорией критического возраста. Ее суть состоит в том, что после достижения подросткового возраста у людей значительно падает способность к изучению второго языка: взрослым начинать с нуля и достигать высоких результатов в этом намного сложнее, чем детям. В противоположность этой теории можно отметить, что взрослые и подростки намного быстрее прогрессируют: они понимают абстрактные категории, лучше проводят ассоциации и умеют мыслить логически, что очень помогает.

Когда лучше начинать учить английский

Из последнего аргумента выплывает основная проблема в изучении языка в дошкольном возрасте. Точнее сказать, не проблема (ведь у детей нет никакой проблемы), а отношение взрослых к такому обучению. Важно помнить, что дети остаются детьми, на каком бы языке они не говорили. Любой язык – это не про грамматические правила или словарный запас, это про мир вокруг и его понимание. Малыши могут понять лишь понятные им категории и говорить про то, что они знают (а это не так много, даже в 10-летнем возрасте). Именно из-за этого каждый учебник начинается с Present Simple, а учебники выше уровня A2 для детей встречаются крайне редко.

Как учитель, я работаю с детьми ежедневно и понимаю, насколько возраст важный в изучении языка. У меня были случаи, когда студенты не могли постичь разницу между длительным в прошедшем (Past Continuous) и прошедшим завершенным (Past Simple) действием. И проблема тут вовсе не в том, что они не знали правил построения или второй формы неправильных глаголов: они даже на украинском языке не видели разницы – и это нормально! На все свое время.

Конечно, родители лучше знают и понимают своих детей, и именно им решать, когда их дети готовы начать изучать второй язык. Главное – понимать возрастные особенности и поддерживать малышей, а также адекватно оценивать их достижения.

Еще интересное:

Нужны ли правила на курсах английского для детей

Должны ли дети учить английский с носителем?

Как самостоятельно обучать дошкольников английскому

4 (80%) 4 votes