В английском языке существует несколько типов вопросов: общие, специальные, альтернативные, разделительные. Да, они могут быть разными — в зависимости от того, что именно мы хотим узнать.
Среди них есть еще один тип — вопросы к подлежащему. Хотя они и не подпадают под привычные правила построения, но достаточно просты в использовании.
Сегодня мы подробно рассмотрим правила их применения и другие особенности.
Что такое вопросы к подлежащему и чем они особенные?
Вопрос к подлежащему или subject question — это грамматическая конструкция, которая применяется для выяснения исполнителя действия в предложении.
Напомним, что подлежащее — это главный член предложения, который указывает на лицо, явление или предмет и отвечает на вопрос «кто?» или «что?».
Вопросы к нему в английском языке имеют свои преимущества. Например, им не нужны вспомогательные глаголы do/does/did, если это не обусловлено временем или конструкцией.
❌ Who did call you?
✅ Who called you?
Также они значительно проще, чем кажется: достаточно заменить подлежащее вопросительными словами who/what, сохранив остальные части предложения.
Kate made this cake — Кейт приготувала цей торт.
Who made this cake? — Хто приготував цей торт?
Такие вопросы не требуют инверсии, поскольку вопросительное слово и является подлежащим.
Как правильно строить вопросы к подлежащему?
Вопросы к подлежащему строятся по формуле:
Question word + verb + the rest of the sentence + ?
Благодаря схеме, утвердительное предложение легко превращается в вопрос.
- Who writes poems? — Кто пишет стихи?
- What broke the window? — Чем разбили окно?
- Who invited you to the party? — Кто пригласил тебя на вечеринку?
Когда не используются вспомогательные глаголы?
Стоит отметить, что в вопросах к подлежащему в английском языке не используются вспомогательные глаголы do/does/did, потому что:
- Вопросительное слово who/what, реже which выполняет роль подлежащего.
- Следующим членом стоит сказуемое — как в утвердительном предложении.
- Отсутствует инверсия, то есть не меняется порядок слов, как в классических вопросах.
This book inspired many students — Эта книга вдохновила многих студентов.
What inspired many students? — Что вдохновило многих студентов?
Для сравнения, стоит рассмотреть вопросы к приложению.
Who did this book inspire? — Кого вдохновила эта книга?
Здесь мы спрашиваем об объекте действия — many students, а не о том, кто его выполняет — this book. Именно поэтому используется вспомогательный глагол did.
Окончание -s/-es в настоящем времени
Когда мы задаем вопрос к подлежащему в Present Simple, важно помнить одно правило: глагол всегда стоит в форме третьего лица единственного числа — даже если подлежащим является множественное число.
Это означает, что мы добавляем окончание -s или -es к смысловому глаголу.
- Who teaches you English? — Кто преподает тебе английский?
- What makes her happy the most? — Что делает ее счастливой больше всего?
Примеры построения
Для того, чтобы лучше ориентироваться в теме, предлагаем ознакомиться со следующей таблицей.
Время | Формула | Пример |
---|---|---|
Present Simple | Who/What + Vs + ..? |
|
Past Simple | Who/What + V2 + ..? |
|
Future Simple | Who/What + will + V + ..? |
|
Модальные глаголы: can, must, could, should, may, will
Модальные глаголы в основном используются для выражения возможности, разрешения или предположения. Когда мы формируем вопрос к подлежащему, модальные глаголы играют важную роль.
Создание схемы subject question вместе с модальными глаголами не отличается от тех, которые обсуждались ранее. Единственное, что к прямому порядку слов добавляется модальный глагол.
Например:
- What could have happened while we were away? — Что могло произойти, пока нас не было?
- Who should set the table for the guests? — Кто должен накрыть на стол для гостей?
- What can I say to make things better? — Что я могу сказать, чтобы улучшить ситуацию?
- Who must lead the team during the upcoming tournament? — Кто должен возглавить команду во время ближайшего турнира?
- Who may need a visa for this destination? — Кому нужна виза для этого направления?
- What will happen if it rains during our hike? — Что произойдет, если во время похода пойдет дождь?
Как создавать конструкции с to be?
Глагол to be, аналогично модальным, имеет свои правила построения и особенности. Из главного — он не перемещается перед подлежащим и сочетается со вспомогательными глаголами.
Вот небольшая таблица, в которой отражено употребление конструкции to be в пределах настоящего, прошедшего и будущего времен.
Временная форма to be | Формула | Пример |
---|---|---|
Present Tense | Who/What + am/is/are + ..? |
|
Past Tense | Who/What + was/were + ..? |
|
Future Tense | Who/What + will be + ..? |
|
Вопросы к подлежащему с there is/there are
Если мы хотим сказать, что что-то существует или находится где-то, используем конструкции there is/there are.
- There is a book on the table — На столе лежит книга.
- There are many people in the room — В комнате много людей.
В таком случае хотя подлежащее и не расположено в начале предложения, все равно заменяем его вопросительным словом.
What/Who is/are there + ...?
- What is there behind the door? — Что находится за дверью?
- Who is there outside? — Кто там на улице?
Как избежать распространенных ошибок?
В процессе создания вопроса к подлежащему, студенты часто допускают похожие ошибки. Мы подготовили краткий обзор некоторых из них.
Дополнительный вспомогательный глагол
Мы уже упоминали, что в вопросах к подлежащему не стоит добавлять вспомогательный глагол do/does/did, ведь подлежащее стоит на первом месте.
Путаница с вопросом к приложению
В вопросах к приложению ставим вспомогательный глагол, потому что подлежащее остается. В вопросах к подлежащему мы не употребляем вспомогательного слова, ведь он — фокус нашего предложения.
- Who do you see? — вопрос к приложению, где who объект действия.
- Who sees you? — вопрос к подлежащему, где who подлежащее.
Изменение порядка слов
Вопрос к подлежащему не требует изменения порядка слов. Все остается как в обычном предложении, только вместо подлежащего ставим who или what.
There is/are с неправильным порядком слов
❌ What there is on the table?
✅ What is there on the table?
В конструкциях нельзя начинать вопрос с there. Сначала ставится вопросительное слово, далее — глагол to be, и только потом — there.
Как отвечать на вопрос к подлежащему
Ответ на вопрос к подлежащему обычно подается в сокращенной форме и содержит подлежащее и вспомогательный глагол в соответствующем времени.
- Who is interested in this topic? — We are.
Кто заинтересован в этой теме? — Мы.
- Who is responsible for this mistake? — Julia is.
Кто несет ответственность за эту ошибку? — Юлия.
Также она может содержать полный, развернутый ответ.
- Who is making that noise? — The children are making that noise.
Кто шумит? — Это дети шумят.
- What is missing from the report? — The conclusion is missing from the report.
Что отсутствует в отчете? — В отчете отсутствует заключение.
FAQ
Можно ли задавать вопросы к подлежащему во всех временах?
Да, вопросы к подлежащему возможны в разных грамматических временах. Меняется только форма глагола в соответствии со временем.
Пример:
- Who is singing? — Present Continuous.
- Who called you yesterday? — Past Simple.
- Who will be there tomorrow? — Future Simple.
Почему в вопросе к подлежащему не надо ставить do/does?
Потому что подлежащее и есть то, о ком/чем мы спрашиваем, и занимает привычное место в предложении. Поэтому структура остается утвердительной, а вспомогательный глагол является лишним.
Можно ли использовать существительные вместо Who/What в ответе?
Да, в ответе мы заменяем Who/What на конкретный подлежащее — лицо, вещь или явление.
Пример:
- Who is talking? — The teacher is talking.
- What made that sound? — A cat made that sound.
Проверьте свои знания
Теперь, когда вы хорошо понимаете, как задавать вопросы к подлежащему — это еще один шаг на пути к уверенному владению английским. Так держать! Не останавливайтесь, и дальше развивайте свои знания и навыки вместе с Cambridge.ua.
Умение формировать вопросы к подлежащему в английском языке важно для студентов, стремящихся разговаривать естественно и грамматически правильно. Такие вопросы часто звучат в ежедневном общении, во время учебы, на работе или даже в тестах.
Понимание этой конструкции помогает не только лучше задавать вопросы, но и быстро распознавать, о чем именно говорит собеседник — кто выполняет действие или что происходит.
В частности, на курсе изучения уровня вы усовершенствуете свои знания и научитесь поддерживать общение на любую тему. Курс поможет сделать речь живой, четкой и понятной. Также развить другие языковые навыки — письмо, чтение, аудирование, приближаясь к желаемому результату.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)