Все, что нужно знать о временах в английском языке

English tenses

Сколько времен в английском языке? 12 или может 16? Как их все выучить? Как понять? Почему нельзя просто использовать настоящее, прошедшее или будущее время и не морочить себе голову? Эти и подобные вопросы часто беспокоят тех, кто собирается или только начал учить английский. Более того, разнообразие времен в английском нагоняет настоящий ужас и часто становится причиной того, что люди просто отказываются учить этот язык. Не скажу, что это очень легко, но все же понять времена в английском можно, и возможно даже научиться их все правильно употреблять. Однако, на это нужно время. Rome was not built in a day. Обо всем по порядку.

Сколько времен в английском?

Так же, как и в украинском или русском языках, о времени в английском предложении мы узнаем из глагола, ведь он меняет свою форму или окончание. Например:

  • He speaks. — Он говорит.(настоящее; добавляется окончание)
  • We spoke. — Мы разговаривали. (прошедшее; изменилась форма)

Если бы этого не происходило, то предложения в речи звучали бы как-то коряво, скажем:

  • I to speak. — Я разговаривать.
  • We to speak. — Мы разговаривать

И так далее. Ничего в частности не понятно о том, когда это произошло или происходит.

Именно для того, чтобы понимать когда происходит и как проходит во времени или как распределяется во времени то или иное действие следует разделять такие понятия как «время» и «аспект» (или вид глагола).

Следовательно, грамматическое время дает нам информацию о том, КОГДА происходит действие — в прошлом или в настоящем.

Аспект или вид глагола связан не с временной локализацией действия, а с тем, КАК эту локализацию толкует тот, кто говорит. Например, в украинском языке вид бывает совершенным или несовершенным и свидетельствует о завершенном или незавершенном действии. Например, «Я учил новые слова» (несовершенный) и «Я выучил новые слова» (совершенный). Также аспект придает глаголам разные оттенки значения. Кстати, именно в английском языке этих оттенков так много, и они настолько отличаются от наших с вами языковых реалий, что сильно затрудняют понимание времен. Впрочем, как я уже говорила, все возможно понять.

А теперь о главном. В английском языке только два (!) времени, как бы странно это ни звучало, но это так — Past (прошедшее) и Present (настоящее). Знаю, сейчас меня закидают камнями все, кто учил в школе такое время как «Future-in-the-Past». Но официальная, так сказать, кембриджская грамматика различает только эти два времени, чем облегчает жизнь всем тем, кто впадает в панику, когда слышит о 12 или 16 временах в английском. Термин «future» часто используется для обозначения комбинаций модальных глаголов ( «will» в частности) и различных аспектов основных глаголов таких как «future perfect», например, «future continuous».

Аспекты в английском бывают следующие: simple, progressive (continuous), perfect, а также perfect-continuous (perfect and progressive). Чтобы легче было разобраться, поговорим о том, что означает каждый из аспектов.

Simple aspect обозначает однократное или повторяющееся действие, или же состояния. Например: 

  • My friend lives in London, the UK. — Мой друг живет в Лондоне, Великобритания. (Состояние, ведь никакое действие не выполняется)
  • He goes to work every morning. — Он каждый день ходит на работу. (Регулярное, повторяющееся действие)
  • He graduated from the University of Cambridge. — Он закончил кембриджский университет. (Однократное действие)

Progressive (Continuous) aspect рассказывает о продолжительном действии. Например:

  • The professor was lecturing about grammar. — Профессор читал лекцию по грамматике. (Действие продолжалось, и мы не знаем, когда оно началось или закончилось)
  • The student is reading a novel. — Студент читает роман. (Мы не знаем, когда действие началось или закончится, но оно продолжается)

Perfect aspect указывает на завершенность действия. Например:

  • We had left before you came home. — Мы уехали до того как ты пришел домой.
  • She has finished working on her project. — Она закончила работу над проектом. 

Perfect Progressive aspect касается завершенной части какого-либо  продолжительного действия. Например:

  • Next year I will have been teaching English for 15 years. — В следующем году будет уже 15 лет с тех пор как я преподаю английский. (Действие продолжается, но какая-то его часть уже завершилась)
  • I have been learning English for over 20 years. — Я учу английский более 20 лет (и это еще не конец, ведь язык постоянно обновляется, и я не могу знать всего, а следовательно действие продолжается, но определенная его часть уже завершилась)

Итак взгляните внимательно на аспекты и времена. Что вы заметили? Если вы были внимательны, то должны увидеть, что названия всех времен в английском состоят из собственно грамматического времени и аспекта: Present Simple, Past Simple, Present Progressive, Present Perfect-Continuous и так далее. Знакомо, правда?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Все об уровнях английского языка

English tenses

“Формулы” времен в английском

Пришло время поговорить о том, как меняется глагол в каждом грамматическом времени и аспекте — а, следовательно, о формах глаголов и «формулах», с помощью которых строятся предложения. Я всегда говорю своим студентам, что английский очень легкий и простой язык по одной причине: все предложения имеют постоянный порядок слов. В отличие от украинского или русского, где слова можно переставлять местами, и содержание сообщения от этого не теряется, англичане любят порядок. Поэтому каждое слово в английском имеет свое место, и слова в английском предложении нельзя менять местами. Это очень хорошо! Ведь для того, чтобы построить предложение, надо выучить формулу. Как, например, E = mc2 используется для расчета энергии, так и для построения предложения в Present Simple или другом времени существует своя формула.

Что еще важно знать? В каждом из времен в английском языке есть вспомогательные глаголы. Их стоит выучить на зубок. Они показывают время глагола (настоящее, прошедшее) и помогают строить вопросы (?), отрицательные предложения (-), а в некоторых временах и утвердительные предложения (+).

К глаголу (verb) будут добавляться окончания или он может вообще иметь другую форму, например, неправильные глаголы (вторая и третья формы глагола). Они будут показывать аспект глагола. Например, все глаголы в длительных временах (Progressive) имеют окончание -ing, а в Perfect используется третья форма глагола или добавляется окончание -ed.

Рассмотрите внимательно следующую таблицу и попробуйте проанализировать «формулы» времен. Что они нам показывают?

ТАБЛИЦА ВРЕМЕН

 

Present Simple

 

Past Simple

 

Future Simple

 

Вспомогательный глагол

 

do (для I , you , we, they)

does (для he, she, it)

 

did (для всех лиц)

 

will (для всех лиц)

 

Глагол-сказуемое

 

I, you, we, they + VERB

He, she, it + VERB+es/s

 

VERB+ed (для правильных глаголов)

2nd form of the VERB (для неправильных глаголов)

 

will+VERB (для всех лиц)

 

Примеры

 

We speak English in the classroom.

We do not speak (don’t speak) English in the classroom.

Do you speak English in the classroom? — Yes, we do

He speaks many languages.

He does not speak (doesn’t speak) many languages.

Does he speak any foreign  languages? — Yes, he does.

 

We played football yesterday. 

We did not play (didn’t speak) basketball yesterday.

Did you play football yesterday? — Yes, we did.

We spoke about this yesterday.

We did not speak about this yesterday.

Did you speak about this yesterday? — Yes, we did.

 

He will be 15 next month.

He will not be (won’t be) 14 next month.

Will he be 15 next month? — Yes, he will.

 

Present Progressive

 

Past Progressive

 

Future Progressive

 

Вспомогательный глагол

 

be:

I — am

you we, they — are

he, she, it — is

 

be:

I, he, she, it — was

you, we, they — were

 

be:

will be (для всех лиц)

 

Глагол-сказуемое

 

VERB+ing

 

VERB+ing

 

VERB+ing

 

Примеры

 

I am writing an article at the moment.

You are reading the rules.

She is listening to her teacher.

I’m not writing (am not writing) at the moment.

You are not reading (aren’t reading) the rules.

She is not listening (isn’t listening) to her teacher.

Am I writing? — Yes, I am.

Are you reading? — Yes, you are.
Is she listening? — Yes, she is.

 

I was writing an article then.

You were reading the rules.

She was listening to her teacher.

I was not writing (wasn’t  writing) then.

You were not reading (weren’t reading) the rules.

She was not listening (wasn’t listening) to her teacher.

Was I writing? — Yes, I was.

Were you reading? — Yes, you were.
Was she listening? — Yes, she was.

 

I will be writing (’ll be writing) an article this afternoon.

You will be reading (’ll be reading) the rules.

She will be listening (’ll be listening) to her teacher.

I will not be writing (won’t  be writing) then.

You were not reading (weren’t reading) the rules.

She will not be listening (won’t be listening) to her teacher.

Will I be writing? — Yes, I will.

Will you be reading? — Yes, you will.
Will she be listening? — Yes, she will.

 

Present Perfect

 

Past Perfect

 

Future Perfect

 

Вспомогательный глагол

 

HAVE:

I, you, we, they — have

he, she, it — has

 

had (для всех лиц)

 

will have (для всех лиц)

 

Глагол-сказуемое

 

VERB+ed (для правильных глаголов)

3rd form of the VERB (для неправильных глаголов)

 

VERB+ed (для правильных глаголов)

3rd form of the VERB (для неправильных глаголов)

 

VERB+ed (для правильных глаголов)

3rd form of the VERB (для неправильных глаголов)

 

Примеры

 

We have bought (‘ve bought) a new car.

She has finished (’s finished) her report.

We have not bought (haven’t bought) a new car.

She has not finished (hasn’t finished) her report yet.

Have you bought a new car yet? — Yes, we have

Has she finished the report yet? — Yes, she has.

 

We had bought (‘d bought) a new car before we sold the old one.

She had finished (’d finished) her report before he came.

We had not bought (hadn’t bought) a new car before we sold the old one.

She had not finished (hadn’t finished) her report before he came.

Had you bought a new car before you sold the old one? — Yes, we had. 

Had she finished the report before he came? — Yes, she had.

 

We will have bought (’ll have bought) a new car by that time.

She will have finished (’ll have finished) her report by then.

We will not have bought (won’t have bought) a new car by that time.

She will not have finished (won’t have finished) her report by then.

Will you have bought a new car by that time? — Yes, we will.

Will she have finished her report by then? — Yes, she will.

 

Present Perfect Progressive

 

Past Perfect Progressive

 

Future Perfect Progressive

 

Вспомогательный глагол

 

be:

I, he, she, it — has been

you, we, they — have been

 

be:

had been (для всех лиц)

 

be:

will have been (для всех лиц)

 

Глагол-сказуемое

 

VERB+ing

 

VERB+ing

 

VERB+ing

 

Примеры

 

I have been running (’ve been running) for an hour.

She has been watching (’s been watching) movies since early morning.

I have not been running (haven’t been running) for an hour.

She has not been watching (hasn’t been watching) movies since early morning.

Have you been running for an hour yet? — Yes, I have.

Has she been watching movies since early morning? — Yes, she has.

 

We had been waiting (’d been waiting) for an hour before he arrived.

We had not been waiting (hadn’t been waiting) for an hour before he arrived.

Had you been waiting for an hour before he arrived? — Yes, we had.

 

Next year I will have been teaching (’ll have been teaching) English for 15 years.

Next year I will not have been teaching (won’t have been teaching) English for 15 years.

Will you have been teaching English for 15 years next year? — Yes, I will.

Нужно подтянуть английский?

В таблице выше приведены примеры построения предложений для любых глаголов, кроме глагола «to be». О нем поговорим в одной из следующих статей. Также правила не распространяются на модальные глаголы в английском языке. Все неправильные глаголы вы можете взять из таблицы неправильных глаголов. О том как употреблять времена в частности речь пойдет в следующих публикациях. А пока мы их готовим, попробуйте построить собственные предложения в каждом из времен и подумать какое именно действие вы описываете.