Мы живем во времена, когда многим родителям хочется как можно раньше начать учить своих детей. Часто еще до первого класса малыши умеют читать, писать и считать, а многие даже знают некоторые фразы на иностранном языке. В то же время, есть другая группа родителей, которые верят, что не нужно нагружать ребенка в таком раннем возрасте: впереди еще столько времени, чтобы освоить знания! Так кто из них действительно прав? Попробуем разобраться (спойлер: правда где-то посредине).
Все мы слышали о том, что дети лучше и быстрее усваивают информацию, чем взрослые. Это касается не только изучения иностранного языка, но и всех знаний в целом. Кроме того, исследования Гарвардского университета показали, что изучение второго языка, кроме всего прочего, позитивно влияет на способность мыслить критически и находить нестандартные решения в будущем. В первые четыре года жизни у малышей формируется способность к обучению и закладывается фундамент дальнейшего развития. Вся информация, к которой у ребенка есть доступ в этот период жизни, позже будет формировать его когнитивные (умственные) и социальные навыки.
Нужно понимать, что процесс обучения дошкольников выглядит не совсем так, как мы привыкли думать. Они не сидят за партами и не учат правила построения предложений. Вместо этого маленькие студенты поют песни и играют в разнообразные игры. То есть, они даже не осознают, что на самом деле учатся: для них весь процесс – сплошная забава.
Тем не менее, они демонстрируют чудесные результаты. Если, например, говорить о произношении, то часто их акцент такой же, как и у носителей: в таком раннем возрасте они могут блестяще имитировать любые звуки, что им и помогает. В то же время, важно понимать, что дети лучше усваивают второй язык не только тогда, когда трижды в неделю ходят на занятия курсов английского, но и когда постоянно слышат его в ближайшем окружении.
Оппоненты раннего изучения второго языка тоже по-своему правы. Например, был проведен ряд независимых между собой исследований. В них участвовали дети с Великобритании, которые изучали французский, дети из Дании, которые изучали английский язык, а также дети из Швейцарии, которые тоже занимались английским. В каждом из исследований была группа детей, которые начали учить язык в несколько старшем (11 лет) и младшем (8–9) возрасте. Результаты тех, кто начал изучать иностранный язык позже, были лучшими – к такому выводу пришли во всех вышеупомянутых исследованиях. Это объясняют тем, что в возрасте 11 лет у детей уже сформированы навыки, необходимые для обучения: они понимают, что и как именно им нужно делать, чтобы максимально хорошо усвоить новую информацию.
Обе точки зрения совпадают с так называемой теорией критического возраста. Ее суть состоит в том, что после достижения подросткового возраста у людей значительно падает способность к изучению второго языка: взрослым начинать с нуля и достигать высоких результатов в этом намного сложнее, чем детям. В противоположность этой теории можно отметить, что взрослые и подростки намного быстрее прогрессируют: они понимают абстрактные категории, лучше проводят ассоциации и умеют мыслить логически, что очень помогает.
Из последнего аргумента выплывает основная проблема в изучении языка в дошкольном возрасте. Точнее сказать, не проблема (ведь у детей нет никакой проблемы), а отношение взрослых к такому обучению. Важно помнить, что дети остаются детьми, на каком бы языке они не говорили. Любой язык – это не про грамматические правила или словарный запас, это про мир вокруг и его понимание. Малыши могут понять лишь понятные им категории и говорить про то, что они знают (а это не так много, даже в 10-летнем возрасте). Именно из-за этого каждый учебник начинается с Present Simple, а учебники выше уровня A2 для детей встречаются крайне редко.
Как учитель, я работаю с детьми ежедневно и понимаю, насколько возраст важный в изучении языка. У меня были случаи, когда студенты не могли постичь разницу между длительным в прошедшем (Past Continuous) и прошедшим завершенным (Past Simple) действием. И проблема тут вовсе не в том, что они не знали правил построения или второй формы неправильных глаголов: они даже на украинском языке не видели разницы – и это нормально! На все свое время.
Конечно, родители лучше знают и понимают своих детей, и именно им решать, когда их дети готовы начать изучать второй язык. Главное – понимать возрастные особенности и поддерживать малышей, а также адекватно оценивать их достижения.
Еще интересное:
Нужны ли правила на курсах английского для детей
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)