Курсы английского для детей и курсы для взрослых — это две разные программы, подходы, типы заданий и мотивации.
Именно поэтому в правильно сформированных детских группах всегда будут учиться студенты примерно одинакового возраста и уровня.
Однако разница есть не только между детьми и взрослыми. Методики отличаются для детей 6-10, 11-12 и 13-17 лет!
Cambridge.ua делится своими подходами и рассказывает, почему методики для изучения английского языка у детей такие разные, и как правильно их применять.
Методики для учеников 6-10 лет
Это самая молодая группа в изучении английского. Ключевая ее особенность — в стадии ментального развития.
Дети только начинают познавать мир и не являются сформированными личностями. Они не мыслят рационально, как взрослые, и воспринимают все как игру.
Также для детей важны такие моменты:
- тактильность. Они любят касаться всего, щупать, ведь это метод познания мира;
- аудиовизуальное обучение. Дети всегда сосредотачивают внимание на ярких цветах, картинках и обращают внимание на звуки;
- постоянная смена деятельности. В идеале одна активность должна длиться 5-7 минут, ведь потом интерес к ней исчезает;
- практика. Детям трудно запоминать правила, зато им всегда интересно сделать что-то своими руками и побыть в какой-то роли.
Именно поэтому подбирая обучение для детей всегда важно учитывать эти аспекты и адаптировать его под игру.
Поэтому лучшие методики, которые преподаватели могут применять в детских классах, — это игровой и Total Physical Response.
Первый очень часто воплощают на уроке, например, таким образом: класс делится на две команды. Один ученик из каждой команды тянет карточку с написанным словом или фразой. Он должен нарисовать на доске, не используя буквы или цифры, то, что написано на карточке, а команда должна угадать это слово или фразу.
Таких игр существуют множество, и преподаватели, которые специализируются на работе с детьми, понимают все эти нюансы и делают уроки максимально живыми и интерактивными.
Вторая методика — Total Physical Response, которую еще часто записывают сокращенно TPR, — фокусируется на физической активности.
По ней новые слова, выражения и конструкции запоминаются тогда, когда дети выполняют определенные движения, команды и играют в игры.
Например, чтобы выучить новые слова, используют такую активность: дети по очереди подходят к учителю и читают слово, которое им нужно передать команде.
А потом идут или даже бегут чтобы воссоздать ощущение эстафеты к своим командам. Участники же в свою очередь должны записывать слова, которые им надиктовывают те, кто прибежали от учителя.
Так тренируется кратковременная память, а кроме того дети концентрируются не на «скучной» для них лексике, а на миссии передать слово. А лексика запоминается бессознательно.
Также простая и популярная игра — Simon Says. Учитель говорит: ‘Simon says jump as high as you can’. И дети должны подпрыгнуть настолько высоко, насколько они могут.
Но если преподаватель даст команду, но не скажет в начале фразу ‘Simon says’, тогда выполнять действие не нужно. Таким образом, дети применяют всю внимательность и учатся воспринимать речь на слух.
Методики для учеников 11-12 лет
Казалось бы, что между этими возрастными категориями нет большой разницы.
Однако, именно в возрасте 11-12 лет, когда ребенок становится младшим подростком, меняются его мотивация к обучению, восприятие информации и мышление.
Вот несколько фактов о таких группах студентов:
- младшие подростки уже не хотят быть маленькими детьми и стремятся ассоциировать себя со старшими;
- у них появляется больше самостоятельности, навыков логического мышления и они пытаются проявлять свое творчество.
Именно поэтому в таких классах преподаватели начинают применять еще больше командных игр и мотивировать интересными формами оценивания.
В программах для младших подростков предусмотрено меньше вымышленных героев, больше настоящих фото, текстов и реальных диалогов.
Наиболее действенными методиками в таком случае становятся Task-Based Learning TBL и Collaborative Learning.
Суть TBL в том, чтобы создать для студентов ситуации, которые будут максимально воспроизводить случаи из реальной жизни, и условия для коммуникации. Чаще всего это командные игры, где нужно совместно выполнить задание или решить проблему.
Например, обсудить план запуска какого-то проекта, бизнеса, составить список дел для того, чтобы провести выставку или найти решение для удачного размещения гостей на вечеринке.
Также младших подростков может заинтересовать задача составить меню для нового ресторана. Пусть команда решит, какая кухня будет в этом заведении, какие блюда будут подавать на завтраки, обеды и ужины, какие будут напитки и десерты.
Ученики должны общаться между собой на английском, чтобы прийти к общему решению, а затем представить его.
Подобным такой практике является и Collaborative Learning. Ключевое в нем — наладить сотрудничество команды: разделить роли, назначить ответственность за мини-задания и выполнить их, чтобы потом представить совместный проект.
Например, дети могут подготовить маленькую сценку на определенную тему. В таком случае каждая команда должна определить автора текстов, режиссера, актеров и костюмера. А потом показать эту сценку на английском языке перед всем классом.
Оценивание
Еще один определяющий момент — фидбек, к которому дети могут быть чувствительными.
Давая отзыв на работу детей важно их также мотивировать к исправлению ошибок, работе над собой и достижению новых уровней. В частности одним из таких мотиваторов может стать похвала.
Но хвалить стоит не только словами, ведь детей очень стимулируют маленькие мотивационные отличия — наклейки, печати, штампы.
Некоторые учителя используют систему бонусов, по которой группа должна собрать определенное количество стикеров или баллов. Тогда у них будет, например, movie night — урок или часть урока, где они будут смотреть фильм, или game night, где они будут играть в любимые игры.
Еще один вариант, как можно «наказать» ученика за невыполненное или плохо сделанное задание — шуточные punishments. Например, в случае нарушения нужно назвать 10 слов, которые начинаются на букву p, продекламировать стихотворение или спеть песню на английском.
Чтобы все это работало, важно также выстроить доверительные отношения с детьми. Они не должны чувствовать грусть, стыд или страх из-за ошибок.
Вместе с тем в таких отношениях вместе с доверием должна быть и система правил, которой будут придерживаться все стороны.
В нашем центре есть очень четко прописанные, понятные правила, которых придерживаются и студенты, и преподаватель. Они сами по себе помогают студентам учиться, ведь создают безопасную атмосферу — the environment of trust — и такие необходимые детям рамки. Дети прекрасно понимают, что нужно делать, а чего нельзя, как вести себя — все это создает атмосферу доверия и стимулирует.
Методики для учеников 13-17 лет
Подростковое обучение кардинально отличается от детского. Начиная с 13 лет тинейджеры отдаляются от родителей, становятся более самостоятельными и выстраивают новые отношения со сверстниками. Также немалую роль играют физиологические изменения.
Основное, что нужно учитывать, ища обучение для подростков, это такие моменты:
- они сконцентрированы на своих эмоциях, мыслях и событиях в жизни, поэтому важно давать студентам возможность много говорить;
- поскольку подросткам интересно то, что непосредственно касается их жизни и интересов, английский должен затрагивать эти темы и стать для них интересным занятием;
- подростки хотят чувствовать себя взрослыми, поэтому и отношение к ним должно быть серьезное, они должны чувствовать доверие и ответственность за определенные задачи.
Content and Language Integrated Learning CLIL — это подход, в котором английский становится инструментом для изучения другой дисциплины, например, истории, искусства или любой другой темы.
В таком обучении более важна свобода в коммуникации и умение находить общий язык, чем соответствие правилам. Поэтому это учит эффективно общаться в языковых ситуациях различной сложности и к тому же дает фундаментальные знания по определенному предмету.
Также обучая подростков хорошо подбирать для них обучение с аналитической составляющей. Например, аналитическое чтение.
Это может быть воплощено следующим образом: ученики читают отрывок текста и пытаются найти ответы на вопросы, проанализировать причины, последствия, тенденции и тому подобное. Или же обсуждают персонажей фильма, анализируют их поступки.
В таком возрасте развивается критическое мышление, и подобные задания будут способствовать этому процессу. А кроме того, и помогать расширять список тем, на которые могут общаться тинейджеры на иностранном.
Вместе с тем помните, что правило «Чем старше дети, тем сложнее задания по уровню английского» не работает, ведь всегда нужно ориентироваться на уровень языка.
У двух тинейджеров одного возраста может быть A1 и B1+, соответственно, они должны учиться в разных группах, которые будут соответствовать их навыкам. И так они оба придут к C1, но без стресса и в комфортных для себя темпах.
Итак, обучение детей, младших подростков и тинейджеров требует отдельного подхода и подготовки.
Поэтому выбирая курсы обязательно выясняйте, есть ли специализированные программы, имеют ли преподаватели соответствующие сертификаты и применяются ли правильные подходы. Так занятия будут приносить результат и удовольствие!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)