В любом классе или учебной группе — от детского сада до университета — студенты учатся по-разному. У каждого свои способности и подход к обучению.
Американский психолог Говард Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, чтобы объяснить эти различия. Сначала он выделил семь типов, а впоследствии расширил их до девяти.
Его теория объясняет, что все люди обладают разными типами интеллекта, однако некоторые из них развиты больше, чем другие.
В этом материале мы разберемся с каждым направлением отдельно, а также объясним, как теорию Гарднера можно использовать для изучения английского.
Начнем с эксперимента
Попробуйте выполнить следующее задание и понаблюдайте, как вы пытаетесь найти ответ.
Этот эксперимент проводил автор успешных учебников для детей и подростков, известный педагог и исследователь Герберт Пухта.
В течение почти 30 лет он изучает методы применения результатов исследований в области когнитивной психологии и работы мозга в практике обучения английскому языку как иностранному.
Итак, задача: мужчина и женщина собираются на прогулку. Они хотят идти рядом, но их шаги разной длины: у женщины две трети от шага мужчины.
Пара начинает идти одновременно, и их первый шаг — с левой ноги, поэтому они оба стоят на правой ноге. Очевидно, что поскольку шаг женщины короче, ей придется сделать больше шагов за тот же промежуток времени.
Вопрос: сколько шагов им придется сделать, пока их левые ноги снова не коснутся земли одновременно?
Каждый раз, когда я использую эту деятельность на мастер-классах для учителей, и прошу участников впоследствии поделиться, как они пытались найти ответ, они сообщают о множестве различных методов.
Некоторые пытаются смоделировать ситуацию, как сцену из фильма. Они представляют «трехмерное цветное видео», «черно-белые фотографии» или «размытые изображения двух идущих людей».
Другие пытаются решить задачу с помощью математики, часто в форме более или менее сложного уравнения.
Некоторые начинают рисовать рисунки на листе бумаги: сначала шаги мужчины, потом они делят эти шаги на меньшие шаги женщины и пытаются понять ответ.
Практически в каждой группе есть люди, которые немедленно берут коллегу под руку и пытаются воспроизвести эксперимент вживую.
Также есть такие, которые начинают обсуждать задание с человеком рядом или в небольших группах. В то же время есть такие, которые хотят самостоятельно дойти до ответа.
Довольно много участников не могут внимательно проанализировать формулировку самого задания.
Однажды коллега даже сообщил, что пытался решить задачу ритмичным способом, то есть пытаясь «отстучать» шаги пары!
Своими новаторскими исследованиями Говард Гарднер четко продемонстрировал, что не существует единой унитарной психической способности, которую можно было бы назвать «интеллектом», но вместо этого существует множество интеллектов.
Гарднер утверждает, что тесты человеческих способностей, как правило, базируются только на двух интеллектах: лингвистическом и логико-математическом.
Вместо этого психолог предлагает учесть гораздо более широкий спектр человеческих возможностей, на которые опираются наши навыки мышления — как мы видим из небольшого эксперимента выше.
На самом деле при использовании с группами этот тест довольно часто демонстрирует все или почти все интеллекты, указанные в работе Гарднера.
Если вы сами попробовали эксперимент с шагами — вы легко можете понять, с каким интеллектом или его комбинациями вы работали.
Восемь разных интеллектов
Результаты эксперимента выше подтверждают идею Говарда Гарднера: люди воспринимают информацию по-разному. Одни мыслят образами, другие оперируют цифрами, третьи полагаются на движение или взаимодействие с другими.
Именно поэтому психолог предложил теорию множественного интеллекта, согласно которой наши способности не ограничиваются только лингвистическими или математическими навыками.
Существуют и другие типы интеллекта, которые влияют на то, как мы учимся, принимаем решения и общаемся с окружающим миром.
Итак, рассмотрим каждый вид интеллекта отдельно и вы сможете определить, какие подходы в обучении работают лучше всего именно для вас.
Лингвистический интеллект или language-smart
Скорее всего, вам нравится писать стихи, придумывать истории и участвовать в разговорах. Метафоры, сравнения, омофоны, всевозможные речевые шутки и каламбуры приносят огромное удовольствие людям с лингвистическим интеллектом.
Вам лучше всего подойдут:
- чтение,
- говорение,
- аудирование,
- письмо,
- задания на правильность написания,
- игры в слова.
Логико-математический интеллект или number-and-reasoning-smart
Этот интеллект можно связать с тем, что называется «научным мышлением». Он часто используется во время аналитического решения задач, когда мы устанавливаем связи и соответствия между частями информации.
В этом случае лучше всего работают:
- грамматика,
- задачи на решение проблем,
- логические головоломки,
- вычисления,
- деятельность с использованием критического мышления.
Визуально-пространственный интеллект или picture-smart
Этот интеллект связан со способностью архитектора изображать здание в своем воображении и без труда видеть сооружение со всех сторон. Скорее всего, авиадиспетчеры, скульпторы, садовники и строительные инженеры имеют такой интеллект.
Когда у детей преобладает визуальный интеллект, они часто мечтают, притворяются невидимыми, путешествуют в волшебные места и времена в своем воображении.
Студентам с таким интеллектом лучше всего помогают учиться:
- визуальные эффекты,
- цвета,
- картинки,
- графики,
- видео.
Телесно-кинестетический интеллект или body-smart
Этот интеллект касается точности и совершенства движений. У танцовщиков балета, артистов-мимов и спортсменов может преобладать этот вид интеллекта.
Кинестетический интеллект часто касается навыков, неизвестных нашему сознательному разуму, таких как те, которые используются, когда мы едем на велосипеде, ловим мяч, паркуем машину, печатаем на клавиатуре.
Лучше всего учиться чему-то новому получится с помощью:
- движения,
- ролевых игр,
- драмы,
- практической деятельности.
Музыкальный интеллект или music-smart
Человеку с хорошо развитым музыкальным интеллектом может быть скучно, когда он долго находится вдали от мира ритма, тонов, громкости и звуков.
Поэтому для того, чтобы удовлетворить потребности этого интеллекта, преподаватели используют jazz chants, grammar chants, поют песни, время от времени включают музыку, чтобы помочь студентам расслабиться, и даже позволяют студентам слушать музыку на своих гаджетах, пока они выполняют задания.
Соответственно таким студентам помогают учиться:
- музыка,
- задания с распознаванием звуков,
- практика интонации и ритма речи,
- повторение скороговорок и предложений.
Внутриличностный интеллект или self-smart
Когда у вас преобладает этот интеллект, вы сосредоточены на себе. Вы можете чувствовать такое состояние, когда просыпаетесь утром или засыпаете вечером.
Человеку, у которого преобладает этот интеллект, нужно время наедине, и он страдает, если ему приходится много общаться. Такие студенты часто могут казаться преподавателю рассеянными или медлительными.
Лучше всего для них работает:
- отведенное личное время для обучения,
- саморефлексия,
- ведение дневника обучения.
Межличностный интеллект или people-smart
Основная способность таких людей — замечать различия среди других людей, в частности, среди их настроений, темпераментов, побуждений и намерений.
Межличностный интеллект наиболее развит у политических и религиозных лидеров, опытных родителей и учителей, а также у лиц, которые помогают людям.
Именно для таких студентов преподаватель использует:
- работу в паре,
- коммуникативные задания,
- ролевые игры,
- работу в группах,
- дискуссии.
Натуралистический интеллект или nature-smart
Говард Гарднер предложил добавить этот вид интеллекта в первоначальный список недавно. Он касается гармонии с природой так, как это было у многих ранних народов. Речь идет о наблюдении за окружающей средой и понимании изменений в ней.
Такие студенты обожают темы о природе и задания, в которых нужно что-то классифицировать.
Учитывая теорию Гарднера, можем прийти к выводу, что не следует использовать термин «интеллект», как объяснение успеха или неудачи во время обучения.
Ведь есть множество примеров, когда ученики, которые не очень хорошо учатся в школе, в будущем становятся чрезвычайно успешными. Так же не каждый успешный ученик становится блестящим предпринимателем, ученым, врачом, художником или учителем.
Поэтому во время занятий рекомендуем применять задания и активности с учетом множественного интеллекта, чтобы получить максимальную пользу.
Develop and improve your intelligence!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)