✌ Детское обучение — долгий и кропотливый процесс, а потому родители всегда хотят выбрать лучший и самый простой путь для своего малыша. Для этого кто-то берет все в свои руки и начинает заниматься с ребенком самостоятельно, кто-то — выбирает школу с профессиональными преподавателями, которые будут заботиться об обучении, а кто-то не обременяет ребенка дополнительными уроками.
Стоит понимать, что идеальной формулы не существует, а каждый конкретный ребенок из каждой конкретной семьи может иметь свой уникальный путь, который в результате все равно приведет к успеху. Однако, есть ряд действий, которые точно не помогут малышам овладеть английским, а иногда — вообще могут навредить и надолго отбить желание учиться.
Для того чтобы помочь родителям найти комфортный путь изучения языка для их ребенка, мы пообщались с академическим директором, которая курирует детские группы нашего центра, Лидией Симак, и выяснили когда и как следует начинать изучение английского, а чего родителям точно не стоит делать.
Первые шаги к цели
Родители в основном сходятся во мнении, что знание английского — важный инструмент для успешного будущего ребенка. Поэтому обычно быстро принимают решение изучать этот язык. Однако, сразу возникают вопросы когда начать и как это сделать!
Вечный вопрос: когда начинать?
Начинать учить английский можно в любом возрасте, однако 2-3 года — это слишком рано для любого ребенка.
Дело в том, что чем младше ребенок, тем меньше информации он может усвоить.
Итак, в минимальном возрасте, когда можно начинать обучение, то есть в 4 года, малыш может изучать только то, что понимает и о чем может поговорить. Это узкий круг тем, в частности:
- цвета,
- животные,
- еда,
- члены семьи.
Эти же темы ребенок будет повторять и в 5, и в 6, и в 7 лет, ведь для усвоения в таком возрасте нужно, чтобы информация постоянно повторялась.
Также стоит учитывать, что двое детей, которые начали учить английский в 4 и в 6 лет, в 8 — дойдут до примерно одинакового уровня знаний. Единственная разница, которая может быть заметной между ними, это — произношение. Как правило, ребенок, который начал учиться раньше имеет немного лучшее произношение.
Еще одним фактором, который может повлиять на выбор возраста для первого занятия, является скорость привыкания к занятиям английским и включения в этот процесс. Здесь все просто:
ребенок, который ходит на английский с 4 лет, уже в школьном возрасте быстрее адаптируется к занятиям, чем ребенок, который приходит на занятия впервые в жизни.
В общем, лучше всего начинать изучать язык в период с 4 до 10 лет, чтобы достичь наилучшего возможного результата в момент окончания школы!
Как организовать процесс?
А вот как же начать обучение? Конечно, это выбор родителей, которые оценивают целесообразность дополнительных занятий, свои возможности и потребности ребенка.
Младшие школьники могут изучать язык только на уроках в школе, однако следует понимать, что в таком случае единственное место, где дети смогут практиковать язык — это урок. Этого может быть достаточно, но не всегда.
Кроме того, группы в школе значительно больше групп на языковых курсах, поэтому ребенку может не хватать времени для полноценной практики.
Не будем также отбрасывать вариант, когда родители решают самостоятельно заниматься с ребенком. В основном, это — самый сложный путь, который требует от родителей в первую очередь вложить много сил, чтобы разобраться в том:
- как правильно преподавать ребенку,
- какие материалы подобрать,
- как определить его текущий уровень,
- как сделать занятия регулярными и сбалансированными,
- и много другой побочной информации.
Если у родителей есть мотивация, интерес, силы и время это делать — прекрасно! Однако, если же вы сомневаетесь — лучше обратиться к профессиональным тичерам, которые, как бы обидно не звучало, но эффективнее обучат ребенка.
Отслеживаем детский прогресс
У родителей часто возникает беспокойство — усваивает ли ребенок материал, делает ли успехи, имеет ли необходимые знания? И это неудивительно, ведь отследить прогресс самостоятельно бывает сложно.
Ребенок дома может гораздо хуже проявлять себя, чем во время урока, который происходит в знакомой атмосфере, где он понимает о чем идет речь и может оперативно вмешиваться в общение на разные темы.
Поэтому, как все-таки проверить ребенка, чтобы убедиться, что все идет по плану?
Все зависит от варианта обучения, который вы выбрали.
- Лучшим решением будет — поговорить с учителем и попросить рассказать, что ребенок изучал, как проверялись знания, с какой периодичностью ребенок пишет проверочные работы.
Кроме того, вы можете попросить учителя продемонстрировать последние работы и посмотреть с чем у ребенка возникли трудности.
- Конечно, можно поговорить с ребенком, чтобы иметь представление о его собственных ощущениях на уроках.
Сложно ему или легко? Возможно, его отвлекает друг или учитель мало уделяет внимания? Это также важные факторы для успешного обучения.
Стоит помнить: первые годы обучения ребенок не будет связно говорить или быстро читать и писать.
Если вы имеете реалистичные ожидания, то сможете самостоятельно убедиться в том, что усвоил ребенок.
- Например, вы можете задать несколько простых вопросов по темам, которые изучались недавно и попросить ответить.
Если ребенок отвечает фразами из нескольких слов — это нормально и естественно в его возрасте.
Надежным способом для проверки всегда будет разговор с учителем ребенка, который точно лучше понимает успехи и неудачи вашего чада.
Наш опыт
В Первом Кембриджском центре система отслеживания прогресса является удобной и для детей, и для родителей.
По завершению каждого модуля или иными словами — раз в 6 недель, каждый студент выполняет финальный тест, который проверит усвоение информации. Результаты будут получать родители на почту, однако кроме самой оценки за тест, учитель дает развернутый фидбек, где рассказывает:
- что учили в этом модуле;
- как учился конкретный ребенок, выполнял ли домашние задания, был ли активным на занятиях;
- советы, которые могли бы помочь лучше усваивать язык;
- дополнительные задания и ресурсы, если это необходимо.
Таким образом родители могут четко понимать есть ли у ребенка проблемы, устраивает ли их преподаватель.
Кроме этого, наши учителя могут обратиться к родителям и в течение модуля. У нас действует такая система:
- если с ребенком все в порядке и обучение идет по плану — родителей не будут беспокоить,
- если возникают какие-либо вопросы к производительности, поведению, самочувствию — учитель лично или через менеджера будет обращаться к родителям.
Учителя могут сообщить о
- резких изменениях в поведении,
- странных признаках, свидетельствующих об определенных проблемах,
- нездоровом виде
- и любых других нетипичных ситуациях, связанных с ребенком.
Это значительное преимущество для родителей, которые хотят быть в курсе успехов ребенка, но у них нет времени, чтобы постоянно самостоятельно обращаться к преподавателю за фидбеком.
Особенности детских преподавателей
Обучение детей кардинально отличается от взрослых курсов, а потому учителя, которые стремятся преподавать для young learners, обладают специфичными знаниями.
Для того, чтобы понять особенности преподавания детям надо учитывать возрастное развитие. Мы недавно подробно рассказывали об особенностях обучения детей младшего школьного возраста, младших подростков и подростков. Читайте об этом в блоге.
Сейчас же предлагаем вспомнить основные особенности каждого возраста:
- дети: главный вид деятельности — игра, не понимают и не усваивают правила, могут изучать только информацию о знакомых явлениях и предметах;
- младшие подростки: начинают абстрактно мыслить, а потому круг тем для изучения расширяется, меньше играют, уже могут понять правила, интересуются мнением окружающих;
- подростки: воспринимают только взрослое отношение к себе, могут абстрактно мыслить, очень зависят от мотивированности.
Поэтому, учитель, который хочет преподавать ребенку, должен понимать его возможности в каждом возрасте, правильно подбирать материалы для обучения, и менять вид деятельности в зависимости от возраста и уровня учащихся.
Вредные советы или как НЕ надо делать
Первая заповедь любящих родителей — «не навреди». Есть множество способов неэффективно обучать ребенка, отбивать у него желание и тягу к знаниям и все они должны стать red flags для родителей.
Мы собрали список ошибок, которые допускают родители и объясняем почему так делать не стоит!
1. Ссориться, когда ребенок забыл слово/перевод/произношение/etc
Если вы хотите, чтобы дети больше не получали удовольствие от обучения — это отличный способ!
Однако, если вы не имеете такой цели, то стоит оценивать умения ребенка, учитывая его возраст и уровень знаний.
Забывать — это нормально!
Ребенок, который не находится в англоязычной среде, не сможет быстро начать говорить предложениями, писать тексты, и читать хоть даже детские книжки.
В случае, когда ребенок что-то забыл, лучше уделить время повторением и дополнительным разъяснением.
Есть родители, которые думают: если ребенок что-то один раз изучал, то эта информация останется в памяти навсегда.
Но это так не работает! В голове остается только то, что ребенок использует на практике, то есть постоянно повторяет.
2. Выбирать материалы для native speakers
Ребенок, как и любой человек, нуждается в специальных адаптированных материалах, которые будут соответствовать его уровню и навыкам.
Тексты написанные для англоязычных детей, к сожалению, не подходят для тех, кто изучает английский как иностранный язык.
Поэтому обязательно обращайте внимание на материалы для обучения, а лучше — обратитесь к специалистам, которые могут подсказать какую книгу лучше выбрать.
3. Неожиданные проверки и резкие перегрузки
Иногда родители неожиданно решают проверить как ребенок учится и что он уже умеет. В результате — обнаруживают, что ребенок что-то не то написал или перепутал. После чего заставляют изучать большой объем информации.
Это неэффективно и даже вредно для ребенка!
Главное — регулярность, а не одноразовая большая нагрузка.
Навыки развиваются долго, поэтому все надо делать понемногу, в комфортном для малышей темпе.
Можно сравнить изучение английского с посещением спортзала. Нет смысла выполнять раз в месяц сложную тренировку с большим весом и нагрузкой. Гораздо эффективнее ходить несколько раз в неделю и заниматься с комфортным весом. Тогда будет прогресс, результат и мотивация продолжать!
4. «Попросили его заказать блюдо в ресторане за границей, а он не смог! Так зачем он учит английский?!»
Ребенок изучает язык и воспроизводит его только в:
а) знакомых обстоятельствах — урок, разговор с одногруппником;
б) языковой среде — когда ребенок начинает жить в англоязычной стране и общаться со сверстниками;
в) дома с родителями, но только, если учился с ними раньше.
Как видим, заказ в ресторане не подпадает ни под один из этих пунктов. Кроме того, что уровень ребенка 6-9 лет для этого недостаточный, так еще и стрессовая нетипичная ситуация в дополнение, где не всегда возможно сконцентрироваться.
Родителям лучше позаботиться о своих знаниях иностранного языка и не травмировать ребенка такими просьбами.
Есть исключение из правила: когда ребенок сам стремится попробовать использовать язык и заказать что-то самостоятельно. В таком случае родителям лучше быть рядом и помочь объясниться ребенку с официантом, если тот растеряется.
5. В учебнике мало упражнений, ребенку надо больше нагрузки!
- Во-первых, упражнения в учебнике помогают проработать новый материал, однако для того, чтобы его закрепить и усвоить, учитель дает дополнительные задания, которые будут развивать навыки письма, говорения, восприятия речи на слух и чтения, с учетом лексики и грамматических структур представленных в учебнике.
- Во-вторых, ребенку действительно может быть мало, например, домашних заданий. Тогда родители могут обратиться за советом к учителю, который может проанализировать и оценить целесообразность дополнительных упражнений для каждого конкретного ребенка.
Родителям советуем не давать самостоятельно ребенку заданий, чтобы не перегрузить и не запутать его.
6. Менять группу или преподавателя по первой жалобе ребенка
Иногда возникает ситуация: ребенок занимается в группе, возникает проблема или конфликт с кем-то из одногруппников и об этом узнают родители.
Некоторые родители болезненно реагируют на эту ситуацию и стремятся сменить группу, учителя или вообще школу, в которой занимается ребенок. Однако, мы рекомендуем поговорить с учителем и выяснить не является ли эта ситуация следствием типичной социализации. Ведь, если дети сейчас проходят этот этап, то смена коллектива запустит этот процесс заново.
Если у ребенка возникают конфликты — уделите внимание и выясните причины этого, возможно в радикальных решениях с вашей стороны нет необходимости.
7. У этой преподавательницы какое-то неправильное произношение, мы не хотим заниматься с ней!
Конечно, это право родителей — выбирать преподавателя по акценту, характеру, квалификации и любым другим признакам. Однако, мы хотим подчеркнуть, что в любом случае учитель — не единственная модель произношения для ребенка. Он обязательно будет слушать аудиозаписи с разговорами native speakers, услышит своих одногруппников, произношение в кино или мультфильмах.
Кроме того, на голос и произношение на онлайн уроках влияет связь, качество микрофона учителя и динамиков на гаджете ребенка, а потому произношение может звучать по-другому. Эти изменения не являются критическими для качественного обучения.
Конечно, это далеко не все ошибки, которые затрудняют изучение языка для ребенка, однако мы пытались выбрать самые распространенные поведенческие модели.
Если у заботливых мам и пап остались вопросы — приглашаем в комментарии, где вы можете оставить свои вопросы или пожелания, а мы с радостью ответим!
Качественный английский для детей — приоритет Первого Кембриджского центр! Выбирайте для своих детей качественное образование и квалифицированных преподавателей, и успех гарантирован. Будем ждать ваших малышей на курсах английского языка 🙂
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)