☝ С начала полномасштабного вторжения россии в Украину образовательный процесс действительно изменился. Школьники и студенты учатся в перерывах между воздушными тревогами, а преподаватели приспосабливаются и пытаются проводить занятия без электроэнергии. Тем временем украинские школьники за рубежом пытаются соединить обучение не только в иностранных образовательных учреждениях, но и в украинских, в формате онлайн. И весь этот процесс, конечно, бесследно не проходит для участников образовательного процесса.
Так почему сегодня, во время полномасштабной войны, особенно важно продолжать обучение? Действительно ли системный регулярный образовательный процесс полезен для детей и подростков и помогает ли это справиться со стрессом? Чтобы выяснить все это, пообщались с Дмитрием Вакуленко, медицинским психологом, нейропсихологом, руководителем детского коррекционного направления Благотворительного фонда Mental help 365.
Учеба во время войны: почему это важно?
1. Обучение — это тот процесс, который был с нами в мирное время. Поэтому и для детей, и для подростков это своеобразный «островок стабильности и закономерности».
Конечно, мы все сегодня находимся в опасности. Однако следует помнить, что существуют разные ее ступени. Соответственно, если в новых реалиях мы в относительной безопасности, где не раздается воздушная тревога, то нам важно держаться таких «островков стабильности», которые могут реализовываться в том числе и в рамках обучения.
2. Все мы бываем детьми только один раз. И именно в детском возрасте формируется очень много hard и soft skills, а наш мозг в этот период более гибок к восприятию этих знаний.
Недаром есть такая характеристика как нейропластичность — способность человеческого мозга меняться и адаптироваться под действием эмоций, опыта, нового вида деятельности, способность мозга восстанавливать утраченные связи вследствие повреждения или в ответ на внешнее воздействие. Именно поэтому следует в это время нейропластичность направлять на освоение новых знаний и навыков, если это допустимо, если нет более приоритетных потребностей: обеспечения тепла, еды или крыши над головой.
Школа — это не только о получении знаний, но и о развитии социально-коммуникативных навыков. Эффективное обучение — это всегда о диалоге.
3. Не забывайте и о столь важной потребности для каждого человека как общения, в том числе со сверстниками. Именно в детском, подростковом возрасте мы осваиваем очень важный навык, умение коммуницировать.
А уже в будущем мы либо владеем ею, либо нет. Поскольку все мы живем в обществе, нам очень важно уметь взаимодействовать, экологически выстраивать свои границы и уважать границы других.
Помогает ли образовательный процесс справиться со стрессом?
Важно фокусироваться на потребностях здесь и сейчас, не надеяться, что проблемная ситуация завершится очень скоро. Таким образом вы окажетесь в зоне того, что является вам подвластным сейчас, например, получение образования. Если этого недостаточно для того, чтобы убедиться «Учиться сейчас или нет?», задайте несколько вопросов самому себе:
- Когда, как не сейчас, учить язык или осваивать профессию?
- Когда, как не сейчас, получать полезные навыки?
- Когда, как не сейчас, приобретать новый ценный опыт?
Мир меняется, а вместе с ним и условия вокруг, поэтому все мы нуждаемся в адаптации. Всегда работает достаточно простой принцип: кто адаптируется, тот и выживает. Чтобы выжить в этом тревожном мире, необходимо владеть перечнем инструментов: soft skills получаем в коммуникации, а hard skills — в образовании.
Век живи — век учись! Старая истина, не теряющая своей актуальности и сегодня.
Мотивация к обучению: как добиться?
Существует два основных источника мотивации к любому процессу: внешняя и внутренняя.
Внешняя: когда родители или учитель говорят «Нужно учиться!», таким образом направив ребёнка к этому.
А внутренняя — заключается в движении к чему-то прекрасному, поскольку у вас есть внутреннее желание достичь своей цели. Например, когда ребёнок сам хочет учиться, поскольку видит в этом будущее, в частности, мечтает стать айтишником или имеет конкретную цель — разработать мобильное приложение.
Еще один аспект внутренней мотивации — путь от того, чего ты совсем не хочешь. Иногда родители злоупотребляют условными наказаниями, такими как: «Будешь плохо учиться — не получишь гаджеты».
Напомню: по отношению к детям не должно быть вообще никаких наказаний. Наказание может быть уместно только к преступникам, а вот к детям его внедрять совсем не следует. Тем более должно совершенно отсутствовать физическое наказание, давление или насилие. К детям лучше использовать слово «ограничение».
Финальная наша цель одна — мотивировать ребёнка к обучению без лишних стрессовых факторов.
Как сделать, чтобы эта мотивация работала?
Поэтому задача взрослых для того, чтобы наша внешняя мотивация работала, — это лелеять здоровую коммуникацию с ребёнком, которая базируется на доверии, взаимоуважении, понимании чувств и потребностей друг друга. Поэтому первая потребность — не становиться диктатором, который лишь указывал бы, как действовать.
Мы можем представить: есть страна «ребёнок», а есть страна «отец» и «мать». Чем больше между нами «мостиков», тем лучше у нас коммуникация, и тем лучше мы влияем друг на друга. Это важно, потому что так работает двусторонний процесс. Соответственно, все рекомендации будут значительно лучше услышаны.
К примеру, родители могут применять жетонную систему мотивации. В частности, это действует больше на детей младшей школы, до 10 лет. Например, ребёнок знает алфавит, а теперь мы хотим, чтобы он изучил цвета в английском языке, это зона его ближайшего развития.
Таким образом, при выполнении этой задачи мы договариваемся о начислении баллов, а накопив их, ребёнок сможет обменять на что-то более весомое.
Структура или планирование
Еще один действенный метод — планирование. Попытайтесь строить планы все вместе в семье за чаем на выходных, как ритуал, и каждый будет понимать чем кто занят в разные дни. Таким образом, ребенок будет вовлечен в этот процесс, и будет учитывать в собственном плане как свои потребности и интересы (обучение, развитие, отдых), так и потребности семьи (домашние обязанности, помощь родителям). Использовать для этого можно органайзер или удобные мобильные приложения для планирования.
Какие ошибки часто допускают?
Важно, чтобы родители не были людьми, которые только говорят о том, когда учиться, есть или заниматься домашними делами. Это ведь не о «мостиках коммуникации», а о надзоре. Как последствие, ребёнок будет стремиться как можно скорее покинуть родительский дом, чтобы жить самостоятельно.
Также если ребёнок на уроке говорит что-то неправильно, это не повод, чтобы педагог акцентировал на этом внимание словами «Ты ошибся», или еще хуже «Ты знаешь меньше чем я, потому что я учитель».
В таком случае следует использовать следующие месседжи:
- Давай подумаем по-другому…
- Почему ты так думаешь?
- Вспомним вместе…?
Как можно возобновить обучение после паузы без лишнего стресса?
Во-первых, нужно предупредить ребёнка об этом. Конечно, в контексте нового, положительного опыта, а не через призму негатива: «Наконец-то пойдешь в школу», «Не будешь заниматься глупостями», «Не будешь мешать»…
Чем больше мы расскажем ребёнку, что его ожидает, тем легче ему будет адаптироваться. Попытайтесь показать ему видеозапись урока или фото преподавателя, расскажите какую-нибудь информацию о нем.
Не ограничивайтесь тем, что касается преподавательских квалификаций, а больше узнайте о хобби или интересах. Это помогает ребёнку понять куда он идет, какая атмосфера царит в коллективе и кто его будет обучать.
Крайне важно быть в теме с ребёнком. Особенно это касается подростков, которые реже могут делиться своими проблемами и волнениями с родителями. Да, друзьями стать очень сложно в подростковом возрасте, но следует быть хотя бы в теме интересов ваших детей. Хорошим вспомогательным элементом может стать просмотр соответствующего детского контента в соцсетях: TikTok, Instagram.
Какие упражнения можно использовать для восстановления психологического состояния учеников?
Существует множество разных упражнений, но секрет состоит в отношении, контакте преподавателя с детьми. Первое и самое важное — это коммуникация учителя.
Поэтому если преподаватель искренне переживает, сопереживает за детей, хочет их поддержать, то он и без упражнений подберет те слова, которые нужно сказать.
Во время стрессовых ситуаций у нас происходит очень сильная мобилизация всего тела, и это отнимает немало ресурса. Когда ситуация начинает стабилизироваться, мы еще по инерции находимся в этом напряжении. Дальше, когда безопасное время продолжается, мы начинаем расслабляться, и у нас начинается сильное истощение.
Поэтому рекомендации, которые помогут успокоиться и нормализоваться, направлены в первую очередь на регулирование ресурса. Во-первых, на возобновление, а во-вторых, на его регуляцию.
- Потяните руки вверх, сделайте вдох, а затем глубокий выдох. Можно выполнять как стоя, так и сидя.
- Объятия — также действенное упражнение в этом случае. Можно обнимать кого-то в этот момент, чтобы прийти в спокойное состояние, или самого себя.
- Сжатие и разжим кулаков — тоже простое, но действенное упражнение.
Сделав подобные упражнения, когда на напряжение выполняем вдох, а на расслабление — выдох, наш мозг будет скорее реагировать на внешние обстоятельства, скорее организует свой ресурс, а также лучше восстановится.
Подводя итоги…
1. Учась, мы получаем источник стабильности, который существовал в нашей жизни до полномасштабной войны.
2. Получая образование, мы нарабатываем hard skills и дисциплинируем себя – это все пригодится во взрослой самостоятельной жизни.
3. Обучение — это о коммуникации, которая имеет важный психотерапевтический эффект, что также помогает справиться со стрессом.
Следовательно, если другие базовые потребности обеспечены, то обучение — это must have.
Надеемся, нам удалось мотивировать вас к получению новых знаний в 2023 году! А если у вас остались вопросы об обучении в Первом Кембриджском центре — просмотрите наш блог, где мы отвечали на часто задаваемые вопросы, или обращайтесь на почту: info@cambridge.ua.
Удачного и продуктивного года вместе с cambridge.ua!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)