Детское обучение — тема, которая вызывает множество вопросов у родителей. Особенно, когда речь идет об изучении иностранного языка, ведь количество мифов об освоении английского в детском возрасте настолько велико, что некоторые из нас не замечают, как начинают верить в их правдивость.
У Первого Кембриджского центра немалая экспертиза в области детского обучения, а потому мы решили помочь родителям не только дать своему малышу хорошее образование, но и упростить путь к знаниям.
Более того, недавно наши эксперты Лидия Симак и Юлия Королева проводили встречи с родителями детей разного возраста, чтобы рассказать основную информацию об изучении английского и услышать, какие же вопросы интересуют родителей и с какими проблемами они сталкивались.
Поэтому сегодня и вы узнаете сколько нужно учить язык, когда начинать обучение и как проверять своего ребенка и не навредить его мотивации!
Когда начинать изучать английский?
Родители чаще всего достаточно четко осознают почему английский важен и пытаются как можно быстрее начать его изучение. Такое стремление, конечно, похвально, ведь хороший уровень английского открывает множество возможностей во взрослом возрасте. Однако, стоит ли спешить?
Если ребенок будет изучать английский как второй иностранный язык, то начинать стоит вместе со школьными занятиями — в возрасте 6-7 лет.
Мы подчеркиваем слово «иностранный», потому что, когда ребенок либо растет в англоязычной среде, например, живет в англоязычной стране либо в билингвальной семье, кто-то из родителей или ближайших родственников говорит на английском то язык изучается вместе с родным с самого раннего возраста. Это ситуации, когда ребенок с одинаковой частотой слышит как английский, так и родной язык.
Если же речь идет об изучении иностранного, то до 6-7 лет учебный процесс будет не слишком продуктивным. Ребенок будет усваивать отдельные слова, однако, чтобы заговорить хотя бы фразами, ребенку сначала нужно более совершенно научиться использовать родной язык.
То есть хорошо читать, связно писать и говорить, а этот процесс начинается в школе.
Не волнуйтесь, если сравнить знания ребенка, который начал учить английский в 4 и 6 лет, то разница будет или едва заметной, или вообще отсутствовать!
Как учатся дети разного возраста?
Когда мы говорим об изучении английского, то уместнее всего будет разделить всех на три возрастные категории, от которых и зависит как именно тот или иной ребенок воспринимает информацию, это:
- дети — 6–10 лет,
- младшие подростки — 11–12 лет,
- подростки — 13–18 лет.
6–10 лет
Дети имеют базовое мышление, плохо понимают абстрактные понятия, не имеют логики и аналитических способностей, поэтому не воспринимают правила. Они учатся с помощью:
- контекста, преподаватель говорит «I can swim» и жестами показывает «плавать»
- игр,
- картинок,
- наглядных ситуаций.
У детей очень яркие учебники, где минимум текста, постоянная смена деятельности в течение урока. А также они изучают только знакомые для них темы — семья, хобби, игры, еда, цвета и тому подобное.
11–12 лет
Младшие подростки — это переходная категория, где сохраняются признаки двух других — детей и подростков.
Поэтому у них более взрослые книги и меньшее количество изменений деятельности, однако они все еще учатся с играми, активностями.
Эта категория уже может рассматривать правила и продуктивно работать в парах.
13–18 лет
Подростки — это дети, обучение которых претерпевает наибольшие изменения, ведь взросление и половое созревание требуют другого, взрослого подхода.
У подростков серьезные учебники, где много текстов и меньше изображений. Они могут рассматривать абстрактные понятия, делать предположения и дискутировать.
Однако, проблем с этой категорией, пожалуй, больше всего. Это:
- потеря авторитета учителя,
- заинтересованность во мнении сверстников,
- сонливость и собственные переживания,
- бунт и отказ от актуальных до недавнего времени хобби.
Хоть эта категория гораздо быстрее и продуктивнее учится, с детьми такого возраста нужно работать гораздо интенсивнее, чтобы они не теряли мотивацию.
Сколько времени нужно на изучение английского?
Поскольку язык это не совокупность правил и грамматических «формул», то его изучение в любом возрасте — это постоянный процесс совершенствования.
Что касается детей, то время на преодоление уровня зависит от возраста ребенка:
- дети тратят примерно 2 года на один уровень,
- младшие подростки учатся немного быстрее — примерно 1,5 года нужно для усвоения уровня,
- подростки могут овладеть уровнем за год, однако, есть исключения. В частности, речь идет о достаточно объемном уровне B2, освоение которого может занимать более 2 лет.
Такие подсчеты являются достаточно примерными. Ведь, к примеру, может быть, что уровень A1 ребенок легко преодолел за 2 года, а потом на А2 появились определенные проблемы. Поэтому он проходил дополнительный, так называемый, «буферный» курс, чтобы повторить и закрепить все знания.
Не волнуйтесь, если ребенок что-то не усвоил за отведенное время — это нормально. Лучше дайте ему возможность повторить материал этого уровня, прежде чем переходить к следующему.
Кроме того, вы всегда можете проконсультироваться с учителем относительно ваших дальнейших шагов!
Какого уровня ожидать от ребенка в разном возрасте?
Исходя из подсчета времени на изучение одного уровня в разном возрасте, мы можем понять чего ожидать на каждом этапе обучения, а именно:
- дети в 11 лет могут полностью овладеть A2 Elementary,
- младшие подростки к 13 годам чаще всего осваивают половину уровня В1 или Pre Intermediate,
- подростки могут освоить B2 Upper-Intermediate или же начать изучение уровня C1 (крайне редко).
То есть, родителям не стоит ожидать в 9 классе знания уровня B2. Более того, дети, которые не изучают язык углубленно, чаще всего выпускаются из школы с уровнем не более B1.
Результаты, которые мы описываем, это максимальная планка для того или иного возраста. Однако, если у ребенка были перерывы в обучении, личные проблемы в определенный период, он испытывает перегрузки и усталость, то это все также будет влиять на результаты.
Поэтому не давите на свое чадо, а больше интересуйтесь его состоянием и впечатлениями от уроков, ведь именно ваша помощь и мотивация будут двигать ребенка дальше.
Кстати, ниже таблица от Cambridge University, где четко подсчитано сколько часов нужно на освоение того или иного уровня в детском возрасте.
Для подростков
Уровень | Количество часов для прохождения этого уровня от уровня ниже | Количество часов для прохождения этого уровня с нуля | Количество недель для изучения уровня, имея 3 часа занятий в классе и 2 часа домашних заданий еженедельно |
---|---|---|---|
В2 | 220-270 | 750-950 | 44-54 |
В1 | 200-250 | 530-680 | 40-50 |
А2 | 180-230 | 330-430 | 36-46 |
А1 | 150-200 | 150-200 | 30-40 |
Для детей
Уровень | Количество часов для прохождения этого уровня от уровня ниже | Количество часов для прохождения этого уровня с нуля | Количество недель для изучения уровня, имея 3 часа занятий в классе и 2 часа домашних заданий еженедельно |
---|---|---|---|
B1 | 240-300 | 780-980 | 80-100 |
A2 | 200-240 | 540-680 | 67-80 |
A1 | 180-240 | 340-440 | 60-80 |
Pre-A1 | 160-200 | 160-200 | 53-67 |
Здесь также учтен уровень Pre-A1, когда ребенок впервые сталкивается с языком и начинает учить буквы, звуки и базовые языковые понятия.
Как начать обучение в детском возрасте?
Чаще всего изучение английского начинается со школьной парты, однако параллельно родители могут привлекать ребенка к изучению языка на внешкольных курсах или занятиях с репетитором. Это очень хорошо, ведь в младшем возрасте ребенку очень трудно найти пути практиковать язык вне урока в школе, а потому на освоение уровня тратится еще больше времени.
Кроме того, преподаватель в школе может руководствоваться устаревшими методиками, а программа МОН вообще предлагает преподавателю вводить на каждом уроке и изучение лексики, и грамматики, и практику чтения, говорения, слушания, письма. Этого настолько много, что появляется риск не запомнить на уроке вообще ничего.
Поэтому, если вы выбрали дополнительные занятия для малышей, руководствуйтесь этим алгоритмом:
- выберите языковые курсы или репетитора;
- сформируйте запрос: например, помогать ребенку с домашними заданиями и материалом из школы или дать большую нагрузку, чтобы ребенок быстрее овладел языком, или научить языку с нуля, если по определенным причинам в школе не усваивается материал;
- проверьте текущий уровень знаний ребенка: почти каждая языковая школа и репетитор предлагают такой тест. Учтите, что он должен содержать проверку всех 4 языковых навыков и лексики, грамматики;
- начните обучение в удобном формате;
- послушайте отзыв об уроках у ребенка, его впечатления;
- поговорите о процессе обучения с преподавателем по истечению определенного времени.
Если фидбек ребенка и преподавателя вас устраивает, то продолжайте заниматься и старайтесь не делать большие перерывы. Мы рекомендуем отдавать детей учиться даже летом, правда, на короткие курсы.
Как проверяется уровень знаний ребенка в начале и в течение обучения?
Всем родителям хочется быть уверенными, что обучение дает результат. Просить ребенка рассказать что-то на английском или купить мороженое в путешествии за границей — не лучший вариант для контроля.
Когда вы начинаете обучение, то вариантов для тестирования достаточно много. Главное, как мы уже отмечали, чтобы задания проверяли все 4 языковых навыка, а также знания лексики и грамматики.
Очень важно, чтобы знания ребенка обязательно проверили, прежде чем начинать обучение.
Ведь CEFR разделяет все знания так, чтобы мы учились, наслаивая новые конструкции и правила на уже известные.
Пропуская хотя бы пол уровня — ребенок или взрослый студент рискуют застрять без прогресса.
В процессе…
Если же ребенок уже учится, то лучшим способом проверить его знания будет комплексный подход к делу:
- поговорить с ребенком и выяснить как он чувствует свои успехи,
- поговорить с преподавателем о нагрузке и активности малыша на уроках,
- регулярно смотреть результаты тестов после завершения юнитов, модулей,
- а также обращать внимание на то, насколько легко ребенку делать домашние задания на курсе.
Такой контроль дает наиболее полную картинку для родителей.
В нашем центре, кстати, есть современная система для контроля успеваемости — онлайн-кабинет для родителей. Там можно увидеть:
- как ребенок посещает занятия,
- какие темы проходит,
- какое домашнее задание дает преподаватель,
- как он пишет модульные тесты,
- а также раз в 6 недель получить индивидуальный развернутый анализ работы вашего ребенка от преподавателя.
Это очень упрощает родителям процесс контроля своего ребенка и уберегает детей от травматического опыта, когда родители заставляют что-то рассказать на английском, чтобы проверить действительно ли он научился чему-то.
Что выбрать: онлайн или офлайн?
Условия обучения в Украине сейчас очень нестабильные: обстрелы, возможные отключения света, частые тревоги. Все это заставляет родителей задуматься о безопасных условиях для обучения ребенка.
В нашем центре работают группы офлайн, однако только для подростков. Это связано в первую очередь с ситуацией с безопасностью в стране.
Однако, хотим заверить каждого, что при правильном подходе, форматы онлайн и офлайн дают одинаково эффективные результаты. Это мы проверили за последние 3 года с начала пандемии COVID-19.
В обоих форматах возможны интерактивные задания, игры, наглядные примеры и самое главное — общение между студентами на английском. Важно, чтобы ребенок имел мотивацию посещать занятия и быть активным на уроке, а преподаватель позаботится, чтобы уроки были небанальными!
Стоит ли давать ребенку дополнительные задания дома, например, смотреть мультики на английском или читать книги?
Практиковать английский очень важно и чем чаще и разнообразнее это делает ребенок — тем лучше для его уровня. Однако, следует понимать, что для такой цели не подходит любой мультик или книга. Для того, чтобы сделать дополнительный досуг на английском продуктивным, родителям нужно учесть несколько советов.
- Посоветуйтесь с преподавателем ребенка относительно того, насколько ребенок загружен. Возможно, сам преподаватель даст рекомендации по дополнительным заданиям, если ребенок умело справляется с программой.
- Не заставляйте ребенка, попробуйте провести время с пользой вместе. Если вы выбираете мультик, то посмотрите его вместе. Обсудите после незнакомые слова или сюжет мультфильма на английском. С этим справится мама или папа даже с низким уровнем языка.
- Если вы выбрали прочитать книгу, то читайте ее параллельно с ребенком и время от времени обсуждайте ваши впечатления, новые слова или выражения, которые вы увидели.
- Привлекайте всю семью к практике языка, играйте в игры на английском и показывайте вашему малышу, что вы также развиваете свои знания. Так ребенок сможет брать с вас пример!
Важно! Выбирайте только адаптированную литературу, а мультфильмы или кино в соответствии с уровнем вашего ребенка. Лучше будет, если вы посмотрите ту ленту, которую ребенок уже видел на родном языке.
Как понять что ребенок теряет мотивацию?
Это сложный вопрос, ведь родителям нужно научиться отделять моменты, когда ребенок жалуется и капризничает, а когда действительно появляются проблемы с его обучением.
Вы, как никто другой, знаете своего ребенка, поэтому попробуйте поговорить и узнать о проблеме подробнее. Возможно, он начал испытывать дискомфорт из-за преподавателя или одногруппников, устал от интенсивного обучения, имеет другие, личные проблемы или переживания.
Не спешите отказываться от уроков с первыми жалобами ребенка, лучше уделить больше внимания малышу и узнайте как можно больше о проблеме.
Часто недостаток мотивации остро ощущается в подростковом возрасте. На это есть множество причин: от личных переживаний до физиологических особенностей организма, который устает гораздо быстрее в таком возрасте.
Родителям и преподавателям труднее смотивировать подростков, ведь нет ни одного универсального совета. Вам поможет только индивидуальный подход, искренняя заинтересованность в проблемах ребенка и желание помочь преодолеть все препятствия. Общайтесь с ребенком и сотрудничайте с преподавателем, чтобы достичь лучших результатов.
Ребенок рассказывает, что целый урок они разбирали один текст — это нормально?
Иногда родители не понимают почему на уроке происходит то или иное действие, что вполне нормально, ведь учителя не зря получают высшее образование, а затем постоянно повышают свою квалификацию, чтобы соответствовать мировым стандартам современного преподавания.
Однако, чтобы вам было проще понимать логику урока, мы простым языком объясним основные составляющие хорошего урока.
- Урок всегда имеет определенный фокус, обычно 1 или 2, в зависимости от продолжительности. Фокусом могут быть либо улучшение одного из языковых навыков, либо изучение новой лексики, либо освоение новых грамматических конструкций.
То есть за 90 минут урока студент может выучить новые слова и потренировать аудирование, выучить новую грамматическую структуру и потренировать чтение, потренировать чтение и говорение, но не все сразу.
- Фокус урока означает, что все упражнения, которые будут выполнять дети направлены на улучшение одного аспекта. Поэтому, если это практика чтения, то это не только непосредственно ознакомление с текстом, а и:
- упражнения на поиск специфической информации,
- упражнения, которые проверяют понимание текста (например, true or false),
- обсуждение собственных мыслей относительно содержания текста,
- поиск новой лексики и другие подобные.
- На такую проработку текста можно потратить полноценный 45-минутный урок и это нормально.
- Кроме того, на уроке также есть обсуждение вопросов по домашней работе, small talk с преподавателем и одногруппниками о настроении или каких-то новостях в жизни студентов. Все это отнимает дополнительное время.
- Многим непонятно как можно учить новые слова половину урока, однако стоит помнить, что лексика — это не слово и перевод, который надо заучить, а целый комплекс информации:
- значение слова,
- принципы его использования,
- конструкции, в которых оно употребляется,
- с какими частями речи сочетается и прочее.
- Так же это работает и с грамматическими конструкциями. Это не зубрежка правила что такое Past Simple, а синтез упражнений, которые помогают наглядно понять как говорить или писать, используя его.
Поэтому, не пугайтесь, если ваш ребенок тщательно прорабатывает каждый языковой аспект, это не пустая трата времени, а эффективная система!
Это были 10 самых частых вопросов от родителей, которые стремятся найти для ребенка хороший вариант обучения. Однако, если у вас есть дополнительные вопросы к нам, то предлагаем оставить их в комментариях к нашему блогу или обратиться к заботливым менеджерам центра, которые проконсультируют вас по вопросам образования в разном возрасте.
Это можно сделать по номеру телефона +380 (44) 580 33 00 или по электронной почте info@cambridge.ua.
И пусть путь к идеальному английскому будет для вашего ребенка увлекательным приключением, а не надоедливым бременем!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)