Раздел аудирования был добавлен в ВНО по английскому 4 года назад, чтобы проверить такой важный языковой навык, как восприятие речи на слух. Некоторые технические аспекты этой части экзамена часто вызывают возмущение учеников, поскольку они не всегда удовлетворены качеством записи, уровнем громкости, а также акцентами говорящих. Однако с каждым годом эти проблемы стараются устранять. В этой статье мы подробно расскажем, как успешно пройти аудирование на экзамене по английскому: что оно из себя представляет, как к нему готовиться и успешно пройти.
Заранее сообщайте о проблемах
Во время вступительных инструкций перед выполнением заданий инструктор предложит ученикам прослушать фрагмент аудиозаписи и проверить качество звука. Если все участники подтвердят удовлетворительное качество, один из них поставит свою подпись в протоколе. Если у кого-то из экзаменуемых есть замечания по качеству, необходимо на этом этапе сообщить о проблеме инструктору. В таком случае инструктор обязан принять предусмотренные инструкцией меры для обеспечения качественного звука во время тестирования. Выпускники прошлых лет уже столкнулись с подобной проблемой: доказывать неудовлетворительное качество звука после теста поздно.
Внимательно читайте инструкции
Аудирование занимает 30 минут от общего времени ВНО. Оно состоит из трех заданий разного уровня сложности (от Elementary до Upper-Intermediate). Первое задание — самое простое, а последнее — самое сложное. Кроме того, в аудио-текстах есть 3–5% незнакомых слов, но они, как правило, не являются ключевыми для понимания, либо же их значение можно угадать по контексту.
Всего в секции аудирования 16 вопросов. Аудио проигрывается дважды, что значительно облегчает задачу ученика: первый раз — слушаем и выбираем ответ (можно даже напротив выбранного варианта написать слово или фразу, которую сказал спикер), второй — проверяем себя.
Прежде, чем приступить к выполнению каждого задания, внимательно прочитайте инструкции. В условии четко прописано, что именно необходимо сделать: выбрать слово, фразу или картинку, ответить на вопрос и т.д. К сожалению, иногда выпускники отвечают на вопросы неверно из-за своей невнимательности.
Определяйте ключевые слова
Первое задание
включает 6 вопросов.
В первых трех вопросах задания №1 необходимо выбрать картинку (А, В или С), которая соответствует тому, что сказал спикер, отвечая на вопрос. Этот тип задания рассчитан на умение студента уловить общий смысл сказанного и выбрать ответ, соответствующий этой информации, т.е. навыки, нужные в данном задании, также включают умение проводить параллели между разными формулировками одного и того же смысла (что нужно для следующих трех вопросов задания).
Обычно в данном типе задания встречаются отвлекающие фразы либо упоминаются все три предмета с картинок или из вариантов ответов. Лайфхак: правильно определите ключевые слова в вопросе, а затем выберите нужную картинку.
Например, слушаем аудио и отвечаем на вопрос:
Здесь ключевыми словами будут: vet, advise и start. Нужно мысленно прикинуть, какие синонимы или похожие формулировки могут быть использованы для слова start. Важно помнить, что нужно мнение именно “vet”, а не девочки. Кроме того, если упоминаются все три варианта, то должно быть какое-то слово или фраза, которое будет четко указывать на правильный ответ. В нашем случае это “start small … like a fish”
Во второй тройке вопросов необходимо выбрать вариант ответа (А, В или С), который соответствует тому, что сказал спикер, отвечая на вопрос
Здесь, помимо анализа вопроса, необходимо еще подумать над синонимами к словам в вариантах А, В и С, т.е. нужно подобрать варианты передачи того же смысла, как в словах: romantic, amusing, sensational. В нашем случае Sally говорит об “entertaining” и “people may enjoy it”.
При подготовке к данному заданию можно использовать упражнения для подготовки к PET (аудирование, задание №1).
Нужно сдать ЗНО как можно лучше?
Читайте вопросы заранее
Второе задание
включает пять вопросов уровня Intermediate. Для каждого варианта необходимо выбрать вариант True или False.
Аудио для данного задания — интервью, т.е. участвуют два спикера, но вопросы, как правило, относятся к человеку, которого спрашивают, и именно относительно его ответов необходимо отвечать True/False.
Принцип работы похож на предыдущее задание: читаем вопросы, мысленно определяем ключевые слова и думаем, какие слова и формулировки могут быть использованы в аудио вместо наших ключевых слов. Кроме того, снова отвечаем во время первого прослушивания, а проверяем себя или определяемся окончательно во время второго.
Это задание осложняется тем, что на все вопросы надо ответить за время прослушивания, и нет возможности сразу переслушать кусок текста, который относится к данному вопросу, как в первом задании.
Более того, вопросы не всегда идут в том же порядке, что и в интервью. То есть, за те 20 секунд, которые даются в самом начале трека на ознакомление с вопросами, необходимо быстро прочитать все 5 вопросов, чтобы успеть сориентироваться во время прослушивания, на какой именно вопрос сейчас отвечает спикер.
Подготовиться к данной части аудирования можно с помощью пробных тестов PET, часть 4 (будьте внимательны: в РЕТ нужно указывать А (true) и В (false).
Концентрируйтесь на вопросе
Третье задание
— наиболее сложное. В него входят 5 вопросов, к каждому из которых даются по три варианта ответа. Историю рассказывает один спикер, что создает определенные сложности в понимании, когда надо переходить к следующему вопросу.
В начале данного задания также даются 20 секунд на прочтение вопросов и вариантов ответов. За такое время довольно сложно успеть ознакомиться со всеми вопросами. Лучше всего прочитать все, а потом уже просмотреть варианты ответов. Как правило, хотя бы два из предложенных вариантов будут упомянуты в тексте, а то и все три.
Не пугайтесь, если не знаете перевода каждого слова, постарайтесь сконцентрироваться на вопросе. Не ждите, что вариант ответа прозвучит так же, как в тесте; обращайте внимание не на слова, а на значение того, о чем шла речь, иначе говоря, главное уловить идею фразы/предложения.
Для данного задания есть две тактики:
- Идти от обратного. Если не совсем понятно, какой вариант выбрать, то сначала зачеркиваем ненужные ответы. Например:
Отрывок задания: In Cuba she realized that she has only 20 dollars in a place where only cash is accepted (вариант В). She had no idea how she was going to pay to her taxi driver. While she sat by the road trying to keep back tears, the driver offered her a place in his home for the night. The next morning, she found out that he and his wife had given up their bed for her. De Peccol says that strangers all over the world want to show you how kind and helpful they are in welcoming you to their country (вариант С — переформулировка слова hospitality).В данном тексте упоминаются второй и третий вариант, так что первый (А) можно сразу вычеркнуть. Далее, в варианте С есть слово reject, но спикер не упоминал ничего подобного по смыслу в своем рассказе, так что его тоже вычеркиваем. И остается вариант В. - Выбрать вариант ответа согласно ключевым словам.
Отрывок задания: She left Portland, Oregon, on July 24th, 2015, supported by International Institute of Peace through Tourism and with a few sponsors.
Данная фраза из текста точно соответствует по смыслу варианту В в вопросе (financial aid — supported by a few sponsors).
Чтобы подготовиться к данному заданию, можно использовать пробные тесты для PET, часть 2.
Кроме того, есть много ресурсов, где можно послушать тексты онлайн или закачать себе на компьютер. Тексты поделены на уровни, а некоторые сайты предлагают вопросы к текстам. Например:
Отвечайте на все задания
Если задание оказалось для вас слишком сложным, попробуйте угадать правильный ответ (это вполне возможно!). Не оставляйте бланк без ответа — это точно не принесет вам дополнительных баллов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что нужно знать о ЗНО по английскому.
Комментарии
[…] Как успешно сдать английское аудирование на ЗНО-2021 […]
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)