Прежде чем пилот вообще будет мечтать о том, чтобы взять штурвал в руки и поднять самолет в небо, его ждет серьезная подготовка.
Помимо технических навыков и знаний об самолетах, он должен пройти еще один важный «взлет» — сдать экзамен по авиационному английскому.
Это не просто формальность, а жизненно важный шаг, ведь язык в авиации — это не про повседневные разговоры, а про спасенные жизни.
Для того чтобы стать настоящим капитаном международных рейсов, каждый пилот должен подтвердить свои знания английского в соответствии со стандартами ICAO. International Civil Aviation Organization
Здесь не обойтись просто разговорным английским — нужно знать специальные фразы, которые могут сохранить спокойствие в самые напряженные моменты, когда от правильного решения зависят десятки жизней на борту.
Благодаря специализированным выражениям, пилот может обмениваться информацией с авиадиспетчерами, избегать опасностей и принимать решения, когда каждая секунда на вес золота.
Это профессиональный диалог, который не оставляет места для двусмысленностей — только четкие инструкции и уверенность в их выполнении.
Let’s fly!
Кто есть кто в авиации?
Для того чтобы разобраться в авиационной лексике, важно сначала понять, кто есть кто на борту самолета.
У каждого члена экипажа есть четко определенные роли и ответственность.
Вот основные должности в авиации, о которых стоит знать:
Pilot in Command
Командир самолета, или Pilot in Command, является главным лицом на борту.
Он несет полную ответственность за безопасность полета, принимает все ключевые решения во время полета, взлета и посадки.
First Officer или Co-pilot
Второй пилот на борту, который поддерживает командира самолета.
Он участвует во всех операциях полета, включая взлет, посадку и управление самолетом во время полета.
Flight Attendants
Бортпроводники отвечают за безопасность и комфорт пассажиров во время полета.
Они проводят инструктажи и помогают пассажирам во время посадки и высадки, а также обслуживают их на протяжении полета.
Deadhead
Термин Deadhead обозначает члена экипажа, который летит как пассажир и не выполняет свои рабочие обязанности во время рейса.
Это может быть пилот или бортпроводник, которых авиакомпания перемещает из одного аэропорта в другой для дальнейшего выполнения обязанностей на другом рейсе.
Они занимают пассажирское место, но остаются частью экипажа авиакомпании.
Фонетический алфавит
Стандартизированная система кодовых слов, которая используется для четкой передачи букв английского алфавита в авиации, военных службах, на флоте и в других сферах, где критически важно избегать ошибок при передаче информации.
Стандарт был разработан Международной организацией гражданской авиации для того, чтобы снизить вероятность недоразумений во время радиосвязи, когда звуковые помехи или схожесть в произношении букв могут приводить к фатальным ошибкам.
Например, фраза «Roger that» — была одной из самых употребляемых в радиопереговорах.
Она означает «сообщение получено» или просто «принято».
Но почему именно «Роджер»?
Дело в том, что во времена азбуки Морзе для передачи подтверждения использовали букву «R».
Со временем, в США, во время ранних авиапереговоров буква «R» стала расшифровываться как «Roger».
И хотя ныне букву R в фонетическом алфавите ICAO заменили на «Romeo», «Роджер» так и остался в истории авиации.
А вот полный список букв с соответствующими им кодовыми словами в фонетическом алфавите ICAO:
Буква | Кодовое слово |
---|---|
A | Alpha |
B | Bravo |
C | Charlie |
D | Delta |
E | Echo |
F | Foxtrot |
G | Golf |
H | Hotel |
I | India |
J | Juliet |
K | Kilo |
L | Lima |
M | Mike |
N | November |
O | Oscar |
P | Papa |
Q | Quebec |
R | Romeo |
S | Sierra |
T | Tango |
U | Uniform |
V | Victor |
W | Whiskey |
X | X-ray |
Y | Yankee |
Z | Zulu |
Выбор кодовых слов основан на простоте произношения и распознавании слова независимо от акцента или языка.
Например, «Charlie» для буквы C легко произнести и понять, даже если радиосигнал слабый или есть фоновые помехи.
Многие кодовые слова происходят из английского языка, но их произношение универсально.
Терминальная тревога
В случае угрозы на борту вы услышите, как пилот вызывает «Mayday».
Это международный сигнал бедствия, который повторяется трижды для привлечения внимания.
Его используют в чрезвычайных ситуациях, когда необходима немедленная помощь.
Слово Mayday происходит от французского выражения «m’aider», что означает «помогите мне». «venez m’aider» — придите на помощь
Этот термин был впервые предложен в 1920-х годах английским радиоператором Фредериком Стэнли Моком, который работал в лондонском аэропорту Кройдон.
Он искал простое и понятное слово для сигнала бедствия, которое можно было бы легко произнести и распознать даже в условиях плохой связи или шума.
Если ситуация критическая, но не требует немедленных действий, используется кодовая фраза «PAN PAN».
Кстати, термин «PAN PAN» также имеет французские корни и происходит от слова panne, что означает поломку или неисправность.
Доверим Джорджу
Пилоты нередко говорят: «We’ll let George fly for a while», имея в виду автопилот.
Почему автопилот называют именно George?
Версий много. Возможно, это в честь изобретателя автопилота Джорджа де Бисона, а возможно — остатки английской манеры вежливого обращения к технике во время Второй мировой войны.
Карман в небе
Если вы когда-нибудь ощущали резкую тряску во время полета, это была не что иное, как air pocket — так пилоты называют турбулентность.
Хотя она может показаться страшной, на самом деле турбулентность редко бывает опасной, но ощущения незабываемы!
Как различать типы рейсов?
В авиации есть несколько интересных терминов для описания перелетов.
Например, Empty leg обозначает пустой рейс без пассажиров, а Ferry flight — перелет самолета для технического обслуживания или возвращения на базу.
- Direct flight — это прямой рейс из пункта А в пункт Б, но с возможными остановками.
- Non-stop — это рейс без какой-либо остановки. А если пилоты делают перерыв для отдыха, то это называется Layover.
Время в небе
Time в авиации играет чрезвычайно важную роль, поскольку от него зависит точность и безопасность полетов.
Пилоты, авиадиспетчеры и все, кто вовлечен в планирование и выполнение рейсов, постоянно ориентируются на конкретные временные показатели, которые определяют расчетное время прибытия, вылета и продолжительность полета.
Это помогает слаженно координировать движение самолетов и избегать задержек или столкновений в воздухе.
Посмотрим на основные временные термины:
- Estimated Time of Arrival — это время, когда ожидается, что самолет прибудет в пункт назначения. Этот показатель рассчитывается на основе текущих погодных условий, скорости самолета, маршрута и других факторов.
- Estimated Time En Route — расчетное время в пути, обозначает продолжительность полета с момента взлета до момента прибытия.
- Estimated Time of Departure — это время, когда планируется вылет самолета. Это один из первых временных параметров, который согласовывается при планировании полета.
Важно, что все эти временные показатели ориентируются на UTC, Coordinated Universal Time , который также называется Zulu Time.
UTC — это международный стандарт времени, который базируется на Гринвичском времени GMT и используется в гражданской авиации по всему миру.
Мы лишь коротко коснулись того, насколько богата английская авиационная лексика. Если вы увлекаетесь авиацией или просто хотите лучше понимать, о чем говорят пилоты и диспетчеры, не останавливайтесь на этом!
Изучение специализированной лексики не только расширяет словарный запас, но и открывает новый мир профессиональной коммуникации.
Надеемся, вам было так же интересно изучать этот глоссарий, как и нам составлять его для вас.
Кстати, в Первом Кембриджском центре вы можете учиться в любой точке планеты, ведь у нас есть курсы английского языка онлайн!
Все, что нужно для качественного обучения — квалифицированный преподаватель, интернет и желание!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)