✏️ Изучение английского языка — важный этап развития ребенка, который открывает новые горизонты для обучения и культурного обмена. Как родитель, вы, несомненно, хотите понять, достигает ли ваш ребенок успеха в этом деле.
Определить прогресс в изучении языка может быть непросто, ведь он проявляется не только в запоминании слов или грамматических правил, но и в способности общаться, понимать и использовать язык в различных контекстах.
О том, почему «Переведи мне это слово» не сработает и как все же правильно определить прогресс ребенка в изучении английского мы спросили у академического директора, которая курирует детское обучение в Первом Кембриджском центре, Лидии Симак.
Что стоит знать родителям?
Прежде чем говорить об успеваемости и ее критериях, важно понимать возраст ребенка. Процесс обучения и прогресс зависят от большого количества факторов — преподавателя, внеклассной работы, общения с одногруппниками и других. Однако самым главным из них является именно возраст ребенка!
Именно особенности развития на том или ином этапе взросления влияют на способность изучать язык и демонстрировать определенные результаты.
От возраста малышей зависит темп обучения. Если 15-летний подросток может овладеть английским языком до уровня А2 за год, то младшему подростку 11-12 лет понадобится на полгода больше.
Что касается детей младшего школьного возраста — такой уровень владения английским займет около 6 лет обучения. И это абсолютно нормальный темп!
Итак, для того чтобы попытаться понять прогресс ребенка в изучении языка — стоит учитывать особенности усвоения информации в его возрасте.
Рассмотрим эту тему подробнее!
Особенности обучения детей до 10 лет
Прежде всего, уверяем — важно понимать, что от малышей не стоит ожидать быстрого результата.
Обучение ребенка — не линейный процесс, где ребенок постоянно становится более искусным и ловким. Это кривая со взлетами и падениями, с возвращением к прошлым темам, постоянным повторением и вспоминанием материала, который был проработан давно.
1. Первый аргумент в поддержку этой мысли — для изучения языка требуется абстрактное мышление.
Поскольку у детей такого возраста оно не до конца сформировано, им нужно больше времени для усвоения материала по иностранному языку.
2. Второй — большинство подростков и взрослых людей приходят на курсы английского языка со знанием базового материала, то есть умеют писать и читать.
В то же время дети до 10 лет учатся этим навыкам с нуля, и фактически их путь начинается так, как у младенцев, которые учатся разговаривать на родном языке.
Еще одной особенностью обучения детей такого возраста является то, что знания постоянно нужно освежать, а материал — повторять. То есть, ребенок в первом классе изучает цвета, а повторять их названия каждый год несколько раз.
Это связано с тем, что ребенок не будет использовать язык вне уроков. В результате — материал забывается гораздо быстрее, а значит — ученикам необходимо повторение.
Учитывайте это, когда захотите проверить уровень знаний своего ребенка!
Чего делать не стоит?
Детей стоит проверять особенно осторожно и ненавязчиво.
Рассмотрим несколько примеров и ситуаций, в которых ребенок может испугаться и растеряться. Таким образом, своей цели — проверить его знания — вы не достигнете.
«Переведи мне это слово»
Перевод является едва ли не самым популярным способом определения прогресса ребенка родителями. И мы вас понимаем, ведь, казалось бы, он является самым простым методом. Однако, к сожалению, он не иллюстрирует реальное положение дел.
Дело в том, что иностранный язык учится в контексте, а не с переводом. В первую очередь потому, что большое количество английских фраз просто не имеет точного аналога в родном языке.
Опытные преподаватели английского языка придерживаются правила English only на уроках, а значит дети изучают значение лексики, а не перевод. Скорее всего, и ваш ребенок учится без использования родного языка.
Поэтому просьба перевести слово или предложение может загнать ребенка в тупик.
Тестирование
Еще один вариант, который могут использовать родители — своеобразные домашние «контрольные работы», когда ребенку нужно выполнить какой-то тест по английскому.
Сразу отметим — не стоит самостоятельно заставлять ребенка отвечать на тестовые задания.
У такого способа проверки есть несколько недостатков.
- Родителям может быть сложно оценить уровень знаний ребенка, а значит — выбрать уместное тестирование, которое будет касаться только информации известной ребенку.
- Тест выбранный дома может не соответствовать по формату тому, к чему привык ребенок на уроках. То есть это могут быть сложные/нетипичные/неуместные для его возраста форматы вопросов, что заставит ребенка чувствовать себя растерянным, а соответственно — повлияет на результат теста.
- Домашнее тестирование по желанию родителей может ощущаться как давление ребенком. В таком случае родители рискуют негативно повлиять на желание учиться, а ребенок при этом продемонстрирует необъективный результат.
Просмотр видео
Казалось бы, совместный просмотр видео на английском языке, его обсуждение или просьба пересказать основной смысл услышанного — интерактивный и интересный способ. Однако мы можем возразить это мнение. Почему?
Опять же — перевод. Ребенок может быть не знаком с таким видом деятельности, а это создаст стрессовые условия.
Конечно, вы можете попросить ребенка пересказать смысл услышанного. Однако, стоит быть осторожными в ожиданиях.
Уровень знаний в возрасте до 10 лет не предполагает умения говорить полными предложениями: ребенок может отвечать словосочетаниями или использовать короткие фразы, однако монолога от него ожидать не стоит.
Вы можете попробовать задавать простые вопросы о контенте, который вы просматривали только что. Тогда ребенок сможет коротко отвечать, а вы сможете увидеть степень понимания.
Разговор
А как насчет диалога? Вы можете попробовать поговорить с ребенком, но только если в совершенстве знаете его программу обучения.
Причиной является то, что маленькие дети могут понять и воспроизвести только ту информацию, которую изучают на уроках.
То есть, если спросить «How many full years are you?» вместо привычного для ребенка «How old are you?» — он может растеряться и не ответить.
«Напиши мне текст о…»
Похожую ситуацию имеем и с письмом. Родители могут просить не только поговорить на английском, но и написать текст.
Помните: уровень ребенка до 10 лет не предусматривает написание полных текстов и рассказов.
На ступеньке Pre A1 ребенок может писать отдельные слова. Этот уровень знаний фокусируется на spelling — написании слов по буквам.
Закончив уровень А1 ребенок может написать одно-два предложения с использованием знакомых структур. От малышей, владеющих языком на уровне А2, стоит ожидать несколько предложений объемом 20—25 слов. Например, записку или заметку с простой информацией о себе.
Поэтому понятно, что от ребенка не стоит ожидать самостоятельных рассказов, а также умения переводить что-то с английского.
Главный принцип, который стоит помнить родителям, прежде чем проверять знания малышей — современные методики и подходы к изучению языка не дают молниеносного результата, однако в долгосрочной перспективе обеспечат реальное владение языком.
Но что же делать, если проверить работу учителя и успеваемость ребенка все же необходимо? Об этом будем говорить дальше!
Как правильно проверить уровень знаний малышей?
Родителям необходимо проверять успехи ребенка обычно по двум причинам. Первая — возможность выявить отсутствие мотивации и желания учиться у ребенка, а вторая — необходимость проверить работу учителя без непосредственного вмешательства в учебный процесс.
Так как это сделать правильно и объективно? Давайте посмотрим на несколько вариантов!
Повторение знакомых действий
Почти весь процесс обучения детей такого возраста происходит с помощью игр.
Узнайте у преподавателя, какие активности дети выполняют на уроках. Попробуйте повторить их дома!
Это позволит вам проверить уровень знаний ребенка объективно, ведь знакомые упражнения не пугают, а значит — не снижают результаты!
Международные экзамены
Действенным способом определения уровня ребенка являются независимые оценивания, в частности — международные экзамены.
Такой вид тестирования создан в соответствии с уровнем знаний ребенка и адаптирован по возрасту.
Тест дает объективную оценку прогресса, ведь содержит только знакомый материал и правильный формат.
Однако следует понимать, что для такой проверки нужна предварительная подготовка, ведь ребенка нужно познакомить с подобными видами заданий заранее. То есть этот вариант является действенным, но требует дополнительного времени.
Обращение к другому преподавателю
Стремление проверить уровень знаний ребенка — абсолютно нормальное. Родителям может быть сложно заранее оценить профессионализм преподавателя, поэтому только работа с ним, которая приносит наглядные результаты, может убедить их в собственном выборе.
В таком случае советуем попробовать обратиться к другому преподавателю.
Другой специалист сможет качественно оценить знания, ведь имеет соответствующее образование, а кроме того — он не является заинтересованным.
Такой подход не станет стрессом для родителей и ребенка, покажет объективный результат и позволит узнать о проблемных моментах в обучении малышей.
Однако лучшим способом определить прогресс ребенка в возрасте до 10 лет — сделать это без его участия. Как это сделать? Объясняем!
Мнение преподавателя ребенка
Конечно, прежде чем проверять ребенка дома, всегда стоит пообщаться с преподавателем. Более того, мы рекомендуем вам задавать вопросы по всем аспектам, которые вас интересуют. И хотя может показаться, что эти вопросы слишком просты или неуместны, несмотря на это — спрашивайте.
Квалифицированный учитель объяснит все моменты простыми словами, а также поймет ваше стремление быть вовлеченным в жизнь ребенка.
Поэтому что стоит спрашивать, чтобы понять, как развивается ваш ребенок:
- как он ведет себя на уроках и воспринимает информацию,
- как общается с другими,
- какие проблемные моменты,
- стоит ли вам делать дома дополнительные упражнения,
- и другие вопросы, которые интересуют именно вас!
Кстати, в Первом Кембриджском центре преподаватель предоставляет развернутый фидбек о работе ребенка после окончания изучения каждого модуля, то есть каждые 1,5 месяца.
Текст доступен только родителям и содержит информацию о:
- активности ребенка,
- его вовлеченности в процесс обучения,
- результатах финального тестирования,
- темах, которым стоит уделить больше времени.
Работы ребенка
Просмотрите материалы по английскому, которые есть у ребенка. Например, конспекты и книги с упражнениями. Проанализируйте, насколько подробно или внимательно он выполняет задания.
Кроме того, стоит попробовать вместе сделать домашнее задание. Так вы сможете понять, как ребенок усвоил материал после урока.
Возможно, записи ребенка натолкнут вас на мысль, что не все на уроках понятно или же он не успевает за темпом обучения.
Конечно, это не повод сразу искать нового учителя или выполнять дополнительные задания самостоятельно. Однако это может стать толчком подробнее пообщаться с преподавателем и поговорить с ребенком.
Разговор с малышами
Конечно, еще одним актуальным источником информации об обучении для вас должен быть ваш ребенок.
Попробуйте поинтересоваться, нравится ли ребенку изучать иностранный язык, как проходят его уроки, интересны ли они.
Спросите, комфортно ли ему с преподавателем и в кругу других детей.
Лучше не задавайте вопросов о конкретных выученных словах или грамматических конструкциях, ведь ребенок в таком возрасте будет помнить игру, во время которой он учил слова. О том, какую лексику он выучил во время этого упражнения — может вспомнить не сразу.
Помните, разговор должен быть максимально легким и ненавязчивым. Стоит проявить заботу и искреннюю заинтересованность!
В целом, лучшим вариантом для родителей станет комплексный подход. То есть сочетание фидбека от учителя с мнением ребенка, а также вашими собственными наблюдениями во время выполнения домашних работ, а также просмотра учебников малышей.
Как насчет подростков?
Сразу отметим — с подростками все гораздо проще!
В первую очередь потому, что проверить уровень прогресса ребенка 12-14 лет родители могут самостоятельно! Все методы из раздела выше можно использовать с подростками.
Однако самые главные пункты мы повторим ниже!
Вопрос комфорта
Начните с разговора о том, комфортно ли ребенку на уроке и понимает ли он материал.
Если ответ отрицательный, скорее всего, ребенок учится не на своем уровне.
Такое обучение не принесет результата и может демотивировать студента. Дело в том, что в группе с более низким уровнем такому ребенку скучно, а в группе с более высоким — он постоянно не будет успевать за всеми, что в результате окончательно отобьет желание учиться.
Общение
Хоть и очень осторожно, но с подростком можно попробовать поговорить на английском языке.
Предварительно рассмотрите материал учебника ребенка и попробуйте провести диалог по изученной теме.
Обратите внимание на то, в каком формате и с использованием каких конструкций строят предложения в учебных материалах ребенка. Формируйте вопросы на основе этой информации.
Главное правило, которого нужно придерживаться — искренне общаться со своим ребенком, уделять ему время и внимание. В каком бы возрасте он ни был и какие бы результаты владения английским языком ни показывал!
Когда дети и подростки знают, что могут обратиться к родителям за советом или поддержкой, это укрепляет их уверенность в себе и помогает лучше справляться с вызовами. В том числе и образовательными!
Помните, что ваша поддержка и понимание могут иметь большое влияние на эмоциональное состояние ребенка, его успешность в учебе и жизни в целом!
Доверяйте собственным наблюдениям, ведь никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы сами!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)