Как часто вы заканчиваете диалог или спор без нервных подергиваний одного из глаз?) Давайте поговорим о том, как создать в диалоге правильное, положительное настроение и с помощью каких приемов можно сделать его более конструктивным.
Самое главное правило
Всегда различайте нужно ли вообще вступать в диалог. Перед началом разговора, полезно задуматься, чего мы хотим достичь, каких целей? Убедить человека, понять его позицию, разобраться в вопросе или донести ему свою точку зрения? И действительно ли оно того стоит, если мы говорим, например, с незнакомым человеком из соцсетей.
Для того чтобы провести диалог более продуктивно, не скатиться во взаимные обвинения с обидами, понадобятся силы как с нашей стороны, так и со стороны собеседника.
Необходимо взвесить все плюсы и минусы. Помните, что вы не обязаны никого убеждать, в первую очередь нужно заботиться о своем здоровье.
Эмоциональные состояния
Рассмотрим несколько эмоциональных состояний, которые следует выделить перед началом диалога.
- Собеседник может быть настроен защищать свою позицию, а не вдумываться в аргументы и стремиться к правде. Так бывает когда человеку кажется, что важное для него убеждение подвергается атаке. Поэтому если мы хотим, чтобы собеседник искренне задумывался, важно создать для этого комфортную и безопасную атмосферу.
- Собеседнику может быть не интересно задумываться о корректности своей позиции в этот момент. Возможно он просто хочет поделиться эмоциями, рассчитывает на эмпатию или хочет достичь взаимопонимания. Не стоит давать человеку какие-либо советы или еще хуже объяснять, почему он не прав, когда ему просто нужно выговориться и получить поддержку. Старайтесь отличать ситуации, когда человек хочет исследовать свои убеждения и проверять их на корректность от ситуаций, когда ему просто хочется выговориться и быть услышанным.
- У нас также может возникать защитная реакция, и тогда уже мы не особенно склонны искренне пересматривать свои позиции. Тоже есть моменты когда хочется просто быть услышанным и понятым, получить поддержку в беспокоящем вопросе, а не спорить о чем-то. Отдельно отметим, что если у вас нет ресурсов сдерживать эмоции или выражать их спокойно, то диалог вряд ли получится конструктивным и продуктивным. В таком случае не следует его и начинать.
Как вести диалог?
Теперь перейдем к тому, что делать, чтобы достигать ожидаемых результатов. А еще – как вести вежливые не конфронтационные диалоги и при этом эффективные. Рассмотрим несколько механизмов.
- Относитесь к собеседнику дружелюбно. Нужно помнить, что даже если у него есть какие-то неверные, как нам кажется, убеждения это не потому, что он злой или глупый. Так происходит потому, что его позиция сформировалась под влиянием различных факторов, большинство из которых даже от него не зависели. По нашим убеждениям во многом влияют окружение, воспитание, родители, СМИ, разные жизненные ситуации, события и многое другое. К тому же, все люди иногда ошибаются, развивайте свою безоценочность. Чтобы собеседник почувствовал ваше настроение, используйте следующие выражения:
What do you think about/of….? | Что вы думаете о…? |
Do you think/feel ….? | Считаете/чувствуете ли вы, что…? |
How do you feel about ….? | Что вы чувствуете относительно …? |
Could you tell me ….? | Могли бы вы мне сказать …? |
What’s your opinion about …? | Каково ваше мнение о …? |
That’s interesting. Tell me more. | Это интересно, расскажите мне больше. |
- Настройтесь на сотрудничество, а не конфронтацию. Собеседник нам не враг и ему тоже важно иметь верную позицию по обсуждаемым вопросам. Если человеку будет казаться, что мы хотим просто его убедить, он будет настроен только на защиту. Следовательно, собеседнику следует показать, что мы открыты для получения новой информации и наша цель – вместе разобраться в вопросе. Показать свой интерес можно следующими вопросами:
I don’t really understand ….? | Я не совсем понимаю…? |
Could you explain to me ….? | Не могли бы вы мне объяснить…? |
I didn’t quite get that. | Я не совсем понял. |
Excuse me, did you say that ….? | Извините, вы говорите..? |
Are you saying that ….? | Вы говорите, что…? |
- Получите согласие на диалог. Если вы собираетесь начать диалог, который будет длиться дольше нескольких реплик, полезно спросить у собеседника хочет ли он вообще об этом с вами разговаривать. Во-первых, если собеседник не хочет с вами говорить, нормальный диалог у вас все равно не получится. Во-вторых, аргументы или вопросы без спроса могут быть восприняты как агрессия. В-третьих, так мы покажем собеседнику, что нам важно не нарушить его границы и он будет настроен доброжелательно.
Why don’t we discuss it? | Почему бы нам это не обсудить? |
How about…? | Как насчет…? |
Are you free to…? | Свободны ли вы для…? |
Do you feel like…? | Настроены ли вы…? |
Would you like to…? | Вы хотели бы? |
- Задавайте уточняющие вопросы. Вербализируйте важную часть услышанной информации в формате обратного вопроса. Иногда нежелательные эмоции возникают из-за недоразумения. Можно начать спорить с тем, что человек на самом деле и не имел в виду. Мы легко можем сделать неверное предположение о позиции собеседника невзначай приписав ему то, чего он не говорил и не думал. Дискуссия с собеседником превращается в войну с ветряными мельницами.
Did you mean that….? | Вы имели в виду, что …? |
What do you mean by…? | Что вы имеете в виду говоря о…? |
Does that mean… ? | Значит ли это, что…? |
So, you’re saying…? | Так, вы говорите…? |
Correct me if I’m wrong…. | Исправьте меня, если я ошибаюсь … |
- Активно слушайте. Проявляйте внимание к собеседнику невербально – поддерживайте зрительный контакт, кивайте, сохраняйте открытое положение тела. Задавайте вопросы собеседнику, это дает человеку понять, что мы его слышим, а еще это поможет ему подробнее высказать свою позицию.
- Ставьте целью понять собеседника. Узнавать, почему человек имеет ту или иную позицию, часто бывает интересно. Можно отнестись к этому как к исследованию.
- А как насчет эмоций в диалоге? К сожалению, в большинстве случаев они играют против нас. Поэтому, если вы чувствуете раздражение или злобу, важно говорить об этом, но не винить собеседника. Говорите исключительно о себе и своих чувствах, вместо обвинений используйте только факты. Помните, что никто из собеседников не должен продолжать диалог, если ему не комфортно.
Мирных вам бесед.
Комментарии
Корисні вирази та поради, дякую
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)